Справедливость – высшая моральная категория язычества
Приходилось ли вам, прищурив глаза, разглядывать слепящий кружочек солнца в безоглядных просторах небес? Думаю, что молодые глаза, только открывающие для себя мир, непременно знакомы с этими колкими в ослепительной своей яркости, золотыми, разбегающимися в разные стороны лучами… Сколько лет человечество поклоняется символу креста, первоначально с языческой его идеей, позже — с христианской! Столетиями апологеты различных вероучений трактуют этот символ, но почему-то им не пришло в голову просто прищуриться и поднять глаза к солнцу.
Разгадка этого феномена есть в древнеславянском коло-календаре. Календарь у славян всегда замкнут в круг — символ повторяемости циклов природы. Гончарный орнамент, сохранивший для нас систему счисления времени славян-язычников, как бы разбит на пропорциональные ячейки-прямоугольники, оплетенные ровными или вьющимися линиями. Это месяцы, и календарь здесь земледельческий, лунно-солнечный. Месяцев в нем — двенадцать. Жрецы пользовались другим календарем — солнечным, с восьмикратным делением круга времени. Самый примечательный знак, украшающий орнамент обоих календарей, — именно крест. В летнем цикле коло-календаря это равностороннее пересечение вертикали и горизонтали, в зимнем — так называемый Андреевский крест: с двумя опущенными и двумя поднятыми концами.
Ну и что,— скажете вы,— общеизвестно, что солярные знаки изображались в разной графике. Да, действительно, активное солнечное начало представлено у нас в первом случае, и пассивное — во втором. Но в том-то все и дело, что возникают эти знаки не в пылу вдохновенной фантазии древнего мыслителя, выводящего таинственные письмена и магическую символику, а от естества. Поднимите глаза к солнцу зимой, и прищурившись, увидите, что крест не тот, что летом, он перевернулся, словно бы завалился на бок, два конца его подняты вверх, два — опущены. Любопытный оптический эффект! Вот откуда два самых распространенных обозначения солнца в древней криптографике! Все так просто!
Истина вообще проста. Но истина никогда не была и не будет едина для всех. Разнообразие — один из законов жизни. Разнообразие — признак развития. Попробуйте найти две абсолютно одинаковые ветви в кроне могучего дерева. Не найдете! Не существует и двух абсолютно одинаковых во множестве взглядов на Того… стоящего над всеми. В мировых религиях Бог управляет исключительно человеком, человек все время в сфере Его внимания. Но помимо человека существует еще и гигантский, многосложный механизм вселенского бытия, простирающийся от пульсирующей жизнью клетки до скопления галактик! И механизм этот уцелел, когда Творец переключил свое внимание на человека.
Потому язычник и спокоен. Вечны законы природы, которыми он руководствуется. Вечна ее гармония, гармония естества. Да, тысячу лет назад христиане сбросили идол Перуна, но именно идол, то есть идею, а не самого Перуна. А ежели сам Перун будет низвергнут, не поздоровится всем, в том числе и христианам, ибо ниспровержение Природы, пренебрежение ее законами одинаково катастрофично для всех.
Как вы отнесетесь к заявлению, что апельсин и футбольный мяч — это одно и то же? Утверждающий подобное исходит исключительно из признака внешней формы. Вопрос можно поставить и иначе, но принцип обобщения всего круглого понятием «шар» создает нелепицу. Так и с язычеством. Оно стало неким обозначением внешней формы с такими стандартными характеристиками, как «варварство», «дикость», «мракобесие»… Да неужели же все шестьдесят тысяч лет — с того времени, когда появились первые памятники религиозного культа — никак не отразились на содержании язычества? Неужели пещерный житель эпохи оледенения и человек-герой античности ничем не отличаются — по уровню сознания, мышления, культа?
Смею утверждать, что религиозное мышление человечества есть такой же продукт развития самого человеческого общества, как и пресловутые орудия и средства производства. Чем примитивней человек, тем примитивней не только материальная оболочка его жизни, но и его отношение к сверхъестественному. Потому мировые религии можно считать новой вершиной человеческого сознания. Однако их беда в том, что обращенные к человеку, они пребывают в постоянстве, а сам человек — эволюционирует. Язычество же вечно, поскольку вечны законы Природы, законы Мироздания. Другое дело, как постигаются эти законы человеком, что именно в них он обожествляет на том или ином этапе своего развития. Оттого язычество, всегда веротерпимое по своей сути, пестрит как лоскутное крестьянское одеяло.
И конечно же, языческий шаман, беснующийся с ритуальным бубном, и языческий волхв-ведун, чей образ известен нам с детства благодаря пушкинскому вещему Олегу, имеют столько же общего, единого, как апельсин и футбольный мяч.
Славянское язычество, благодаря многообразию форм исторического развития самих славянских племен, отразило, вероятно, все формы языческого культа: и шаманизм, и связи с тотемами, охраняющими род, и родовой моно- и политеизм, и, наконец, родовой ведизм. Все это переплетено в одном клубке, ибо одни племена славянского мира ведут свою этноисторию с неолитических времен, и соответственно имеют высокоразвитую культуру, а другие и на рубеже X века нашей эры пребывали еще в полудиком состоянии. И в каждом случае мировоззренческие нормы несут на себе отпечаток самого этноса. Даже шаманизм славянской «глубинки» всегда будет славянским, поскольку внутренние коммуникативные связи конкретной этнической группы остаются весьма активными, даже при обширных территориях и оседлой замкнутости племен.
Основные пути передвижений — реки. Не случайно потому каждое племя отождествляет свою территорию с той или иной водной магистралью. Центральноевропейский славянский мир вообще известен как полабские славяне, то есть живущие по Лабе (Эльбе). Дальнейшие выводы этих рассуждений просты. Взгляните на карту расселения племен: чем дальше от основных водных артерий место обитания, тем примитивнее религиозный культ. Так, шаманизм характерен как раз для наиболее замкнутых, эндемичных групп. Области расселения славянских племен таких обособленных регионов не знают.
Здесь завершим историческую часть нашей беседы. Хотя особенность темы не позволяет отрываться от истории. Как рассказать, например, о собственно языческой атрибутике, не обратившись к далекому прошлому? Но обо всем этом уже поговорим в следующей статье.
Автор: Александр Белов.
P. S. А еще старинная языческая символика, так или иначе, но присутствует в нашей современной жизни, а особенно в науке астрономии. Ведь не секрет, что все планеты нашей солнечной системы (тут вспомнились необыкновенные кольца Сатурна) получили свои имена на основании языческих богов греко-римского пантеона. Например, та же планета Сатурн со своими кольцами была названа на честь младшего брата Зевса, бога потустороннего мира Аида, в римском варианте собственно Сатурна. Оно и не удивительно, ведь потусторонний мир (которым правил бог Сатурн) не менее загадочен, нежели знаменитые кольца Сатурна, о которых вы можете больше интересного прочитать по ссылке.
Справедливость – высшая моральная категория язычества: 2 комментария
Сложновато написано
А почему сложновато? И в чем ее сложность? Как по мне то очень интересная статья современного нео-язычника. Наверное у каждого есть свое мерило сложности и простоты, что для одного будет слишком сложным, то для другого окажется чересчур простым. Ведь все мы разные, тоже о чем и говорит язычество — о разности (это и есть главная идея), и разность это не плохо, а хорошо, истина в различии и даже на дереве мы найдем двух совершенно одинаковых веток.