Суфизм и суфии — мистики ислама. Часть первая.

Суфизм и суфии — мистики ислама. Часть первая.

Суфизм

Суфизм является одной из интереснейших религиозных течений самой молодой мировой религии — ислама. Ведь суфизм представляет собой мистико-эзотерическую сердцевину ислама, его сакральную суть, которая одинаковая в каждой религии — путь к непосредственному познанию Бога, духовная трансформация человека в сторону святости и просветления. Богатая суфийская традиция породила немало интересных занимательных суфийских притч и анекдотов, которые немного упоминались и на страницах нашего скромного сайта. Людей причастных к суфийской традиции называют суфиями или дервишами. Выдающимися суфиями, известными истории были такие знаменитые люди, как всем хорошо известный автор стихов о вине — Омар Хаям (который был не только гениальным поэтом, но и не менее гениальным ученым), талантливый врач Ибн Сина (более известный европейцам как Авиценна), замечательный поэт Джалаладдин Руми, и такой забавный полумифический герой многих притч и анекдотов Мулла Ходжа Насреддин.

Мулла Ходжа Насреддин

Мулла Ходжа Насреддин на своем любимом ослике.

Слово «суфий» происходит из арабского языка и означает «шерсть». Просто суфиями называли людей одетых в шерстяные одежды, а в шерстяные одежды зачастую одевались многочисленные религиозные аскеты и отшельники, которые уединялись где-то в пустынях, по дальше от мирской суеты, находясь все время в молитвах и строгом посте. (В пустыне как то особенно не порозкошуеш). Впрочем, немало таких аскетов отшельников было и в христианской традиции, с приходом на арабские земли новой религии ислама, много правоверных ревнителей Аллаха стали брать пример с христианских подвижников и тоже уединяться в пустынях. Они то и стали первыми исламскими суфиями-праведниками и дали толчок для зарождения религиозного течения суфизма.

Шерстяная одежда отшельника была, словно символом ухода от мирского мира. Даже проводился такой интересный ритуал посвящения в суфии, когда желающий стать суфием садился на свой шерстяной плащ лицом на восток, а его духовный наставник говорил: «Смотри сын мой, этот плащ — знак могилы и он говорит тебе:»Ты умер для мира. Теперь Шагни к Свету!«.

Хотя есть еще другое мнение, относительно возникновения суфизма (полностью его разделяю). Согласно ему суфизм существовал задолго до возникновения ислама и даже христианства. Например, именно суфиями были три мудреца, пришедших в Вифлеем посетить новорожденного Иисуса Христа, они же принесли ему три дара, (ладан, смирну и золото) в которых было пророчество. Ладан означал будущую святость малыша, смирна — мученическую смерть и страдания, а золото — предательство.

А вообще суфизм является одной из древнейших религий, которая уже много тысяч лет объединяет настоящих искателей истины. Просто в свое время суфии и суфизм взяли одежду ислама. Некоторые другие из суфийских праведников растворились в христианстве и стали известными христианскими духовными подвижниками, вроде святого Антония или Серафима Саровского. И действительно, для настоящего суфия имеет значение лишь одно — мудрость и духовное подвижничество, которое ведет человека к Богу. А под какими флагами заниматься подвижничеством, христианскими или мусульманскими, для суфия безразлично. Суфийский мудрец Мансур Аль-Халадж, насчет разных религий говорил следующее: «Я думал о разных верах, страстно желая их понять, и увидел, что все они подобны многим ветвям одного Дерева. Не заставляйте людей принять какую-то одну веру, потому что это отвлечет внимание от Дерева. Именно Дерево ищет человека, и показывает ему все свое величие «

Издавна суфии объединялись в тайные братства (суфийские тарикаты), которые со временем становились целыми школами духовного совершенствования. Учиться в этих школах могли только люди, искренне всем сердцем и всей душой стремившиеся там учиться. Про такое стремление есть очень хорошая суфийская притча:

Молодой человек пришел однажды к суфийскому шейху Фариду и спросил: — Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым? Фарид даже не обратил на него внимания. Повторив свой вопрос несколько раз с аналогичным результатом, юноша, наконец, ушел, чтобы вернуться на следующий день с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя вопрос: — Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым? Фарид наконец повернулся и направился к реке, протекавшей рядом. Он вошел в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял его за плечи, погрузил в воду и начал топить. Юноша отчаянно пытался освободиться, но Фарид не выпускал его из воды. Наконец он его отпустил и, когда юноша восстановил дыхание, спросил: — Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего? Юноша ответил без колебаний: — Воздух! Воздух! Я хотел воздуха! — А не отдал бы ты предпочтение вместо этого богатству, удовольствием, могуществу или любви, сын мой? Не думал ли ты о чем-нибудь из них? — Допытывался Фарид. — Нет, господин, я жаждал воздуха и думал лишь о воздухе, — была немедленный ответ. — Итак, — сказал Фарид, — чтобы стать мудрым, ты должен так же сильно хотеть мудрости, как только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за нее, отказываясь от всех других целей жизни. Она должна быть единственным объектом твоего устремления и день и ночь. Если ты будешь стремиться к мудрости с таким рвением, сын мой, ты обязательно станешь мудрым.

Вот такая хорошая притча, а в суфийские братства принимали только людей, которые стремились попасть туда, как тот юноша из притчи стремился к воздуху. На этом завершаю первую часть повествования о суфизме. Желаю всем стремления к мудрости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers