Священные камни у Белого моря
Племена давно ушли… Остались боги. Боги саамов, некогда населявших обширную территорию Карелии, Кольского полуострова, побережья и островов Белого моря, части Скандинавии. Сейчас в России немногочисленная группа саамов проживает только на Кольском полуострове, однако и во многих других местах европейского Севера России сохранились чрезвычайно интересные культовые памятники саамов — святилища в виде каменных выкладок и фигур антропоморфного или зооморфного вида. Саамы называли подобные сооружения сейдами.
Более века назад известный русский исследователь Н. Н. Харузин писал, что сейды в представлении саамов были богами, они жили — творили как добро, так и зло, ели, могли передвигаться. Если про них забывали — теряли свою силу и умирали. Харузин отмечает, что священные камни ставились на берегу морей и озер, на островах, около водопадов и порогов. Их сооружали вблизи мест рыбной ловли и охоты, чтобы сейд мог оказать помощь в промысле. Чрезвычайно интересны, например, исследованные археологами комплексы сейдов на островах Белого моря — средневековые святилища на Кузовых островах, на Большом Жужмуе.
И вот в 1999 году сотрудниками Морской Арктической Комплексной Экспедиции (под начальством П. В.Боярского) в Кандалакшском заливе Белого моря были обнаружены ранее неизвестные памятники культуры саамов — сейды на островах Ряшков, Высокая Двинская Луда и на побережье губы (залива) Бабье море. Последний объект наиболее интересен, хотя пока что недостаточно изучен.
Это сложный комплекс каменных выкладок на обоих берегах ручья Коржавинского, впадающего в губу Бабье море. Характер выкладок позволяет (по аналогии с известным памятником на Кузовых островах) полагать, что это святилище. Его территория заросла лесом, а сейды были покрыты слоем мха и кустарником, что говорит об их значительном возрасте.
В ходе археологических работ две каменные выкладки были расчищены. Одна из них состоит из пяти валунов, составляющих основу сейда. На них покоится еще один валун, клиновидной формы, со следами искусственной подработки. Клиновидный камень лежит на боку. Первоначально он, по всей видимости, стоял вертикально, плоской частью вверх, а нижняя, клиновидная, часть была закреплена в кладке при помощи более мелких валунов. Вероятно, сейд представлял собой выложенную из камня антропоморфную фигуру.
Очень важно, что рядом с сейдами сделаны находки предметов, которые позволяют определить, когда возле сейда совершались обряды. Среди камней кладки и вокруг сейда встречены фрагменты керамики, ружейный кремень, куски слюды и стекла, углистые прослойки.
Второй сейд представляет собой большой продолговатый камень, на который сверху положены два продолговатых валуна. Вокруг него мы заложили археологический шурф и обнаружили многочисленные фрагменты керамики, кованый железный гвоздь и два кремневых отщепа (ружейных). Все предметы датируются XVI—XVIII веками.
По всей видимости, все это — свидетельства ритуальных обрядов. Известно, что саамы «кормили» сейдов — мазали их жиром. Вполне возможно, что «еду для бога» могли приносить в керамической посуде, что и подтверждается находками.
По периметру второго сейда найдено большое количество мелких камней красных оттенков. Известно, что еще в начале прошлого века у саамов существовал обычай приносить камни к сейдам; эти камни в дальнейшем использовались как амулеты.
Результаты археологических и этнографических исследований позволяют говорить о том, что священные камни саамов играли важную роль в их религии и мифологии. Тем не менее, пока что это слабо изученная страница в истории северного народа. Открытие, сделанное участниками Морской Арктической Комплексной Экспедиции, способно значительно продвинуть исследование «каменных загадок» Севера. В связи с этим необходимы дальнейшие, крупномасштабные археологические работы на территории святилища.
Автор: И. Барышев, П. Филин.