Священные кони
Первыми на земле почитателями коня были древнейшие племена ямной культуры. Доказательством тому служит самое древнее в мире ритуальное захоронение коня, открытое в Украине и относящееся к концу IV тысячелетия до н. э.: череп молодого жеребца вместе с ногами другой лошади положен возле священного очага, рядом с фигуркой богини плодородия.
Позднее конь становится воплощением богов и вместе с тем покровителем вождя и символом его могущества. Коню и особенно его голове приписывалась способность награждать царя физической силой и даром перевоплощения и возрождения после смерти. Поэтому и найдены в ямных могилах вождей каменные скипетры с головкой коня — символы царской власти, а над погребениями открыты захоронения лошадиных черепов и ног.
Обычай убивать лошадей на похоронах вождей и павших в битве воинов стал особенно распространенным у потомков ямных племен, от которых этот обряд унаследовали скифы. Своих царей они хоронили с неслыханной роскошью. В одном только Ульском кургане, в Прикубанье при погребении царя было принесено в жертву около четырехсот коней.
Целый табун молодых сильных жеребцов золотисто-рыжей масти — ее удалось определить при раскопках — был захоронен и в кургане скифского царя в Туве.
В индийской «Ригведе» описан обряд Ашвамедха. Чтобы получить царское достоинство и могущество, царь на год выпускает на волю своего лучшего белого жеребца, а в месяц равноденствия приносит его в жертву богу грозы и войны Индре. Жены царя закалывают животное и делят его на три части: голова коня, посвященная богу огня, должна доставить царю духовную энергию, тело — физическую силу, а хвост — богатство.
У иранских народов был особый обряд — причащаться конской кровью при коронации. В образе кобылицы почитали богиню плодородия древние греки, в образе коня представляли своих небесных богов древние индийцы.
Древнегреческий историк Геродот пишет о среднеазиатском народе массагетах: «Из богов чтут только солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой тот, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное». В древней Трое на торжествах в честь божества грозы вокруг города возили огромное изображение лошади — воплощение бога. Этот троянский обряд и послужил грекам основанием сложить миф о троянском коне.
Обычай посвящать белых коней небесным богам был и у древних славян. В языческом святилище в Арконе жил белый конь, на котором никто не должен был ездить, потому что он принадлежал богу Святовиду. А на празднике весны в месяц весеннего равноденствия славяне приносили коня в жертву богу солнца Яровиту.
Пережитки этого языческого обряда сохранялись до недавнего времени: в Полесье в Ярилин день девушку, украшенную цветами, сажали на белого коня, привязанного к столбу. А на празднике Ивана Купалы конский череп украшали цветами.
Позднее, когда богов начали представлять в человеческом облике, конь стал неизменным спутником бога. Небесных богов изображают не иначе как на запряженных конями колесницах. В «Ригведе» солнце называется «быстротоконным», а лучи его сравниваются с развевающимися золотистыми гривами коней. На колесницах, запряженных конями, мчатся солнечные боги Митра и Сурья индоиранцев, Аполлон и Гелиос — греков.
На грохочущих быстроконных колесницах предстают и боги неба и грома, мечущие огненные стрелы: индийские Индра и Варуна, иранский Веретрагна («Побе¬доносный»), греческий Зевс, римский Юпитер, хеттский Пирва и родственные ему литовский Перкунас и славянский Перун. Культ Перуна впоследствии слился с культом христианского святого Ильи Пророка, о котором до сих пор говорят в грозу: «Илья Пророк на колеснице катается».
В мифологии индоевропейцев очень популярен сюжет борьбы бога или божественного героя с чудовищным Змеем. Непременный помощник бога или героя в борьбе со Змеем — его конь. Конь Индры затаптывает змеенышей и носит эпитет «змееубийца». Беллорофону помогает крылатый Пегас. Борцы за торжество добра и света — солнечные и небесные боги — сражаются на белых и золотисто-рыжих конях, а противоборствующие божества темных сил и подземного царства выступают на черных лошадях.
Воспоминание о змееборце сохранилось и в русских народных сказках: вот через леса и долы едет на своем добром коне богатырь сразиться со Змеем Горынычем и освободить полоненную царевну, а добрый конь во время битвы затаптывает змеенышей. В мифах и сказках конь часто наделен чудодейственной силой и не только помогает герою, но и выступает вместо него. Тут слышен отголосок более древней эпохи, когда не герой на коне, а сам светлый конь — воплощение бога — сражался со Змеем.
Пережитки древнейшего почитания коня — и в культе богини плодородия, матери-земли. Сначала ее чтили в образе кобылицы, затем два коня стали спутниками этой богини и, наконец, богиню стали представлять между двумя близнецами, сидящими на конях. Один из близнецов пребывает в подземном царстве — его изображают на темном коне, другой — на небе — этот на светлом коне. Древние кельты поклонялись богине Эноне — «хозяйке коней» в виде женщины между двумя конями или двумя всадниками. Иранцы изображали свою богиню сидящей на двуглавой лошадке.