Тайна золотой бабы
Сведения о Золотой Бабе весьма противоречивы (возможно, хранители священной статуи сознательно «запутали следы»). Даже в толковании средневековых карт, которые довольно «единодушны», выявились две тенденции. Одна из них связывает передвижение Золотой Бабы с давними походами угров совместно с готами на Рим (V век); другие авторы прослеживают ее путь из Китая или Индии.
В солидном исследовании: «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» автор, М. Н. Алексеев, предполагает, что Золотая Баба — это статуя бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары, который в китайском буддизме обретает женский образ Гуаньинь — богини милосердия. Чтили ее очень высоко, воспринимая как Великую Матерь Мира. Эта богиня также считалась спасительницей тех, кто подвергался опасности при плавании по морям и переходах через высокие горы. Иконография Гуаньинь не противоречит изображениям Золотой Бабы на средневековых картах. Возможно, у Гуаньинь был и более древний прототип — какое-то индуистское божество. (Наверняка скульптурное изображение божества должно быть было ценным для своих почитателей и как следствие место его хранения даже имело какие-то свои древние системы доступа для посвященных, хотя разумеется, они существенно отличались от того, что мы понимаем под системами доступа в наше время. Больше об этом, и в частности о системе доступа под названием «Шериф», смотрите на сайте http://www.ci.kiev.ua/).
Эта версия объясняет еще один феномен, который связан с Золотой Бабой. В героическом эпосе якутов, где есть легенда о Дьес Эмигет, Медной Статуе, говорится, что она издает звук «как сверчок».
Предполагают, что звуки могли быть вызваны трубами, но ни на одном из рисунков труб нет. Кое-кто думает, что звук шел от специального свистка, от дующего в него ветра. Один автор предположил даже, что сама Баба — это колокол. Если же речь идет об изваянии Гуаньинь, то можно вспомнить, что ее статуя в Тибете имела белую раковину, издающую нежный звук моря. Сообщают, что при звуке раковины статуя излучала «мягкое сияние» — и Дьес Эмигет тоже испускала «синий огонь».
Куда же перенесли буддийскую святыню? До исторически недавнего времени местоположение Золотой Бабы фиксировали в районе левого притока Оби — Северной Сосьвы. Это подтверждают некоторые старинные карты, а также рассказ кинооператора из Перми М. А. Заплатина, который побывал на истоках Печоры (близких к истокам Северной Сосьвы). Старый манси сказал Заплатину, что ближе в горы «давно-давно» нельзя ходить, ибо там была Сорни Эква («Золотая Женщина»; другое ее мансийское название — Сорни Най, «Золотая Владычица»), и добавил: «Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики и убили сами себя».
Куда «утащили»? Уже не одно столетие говорят о перемещении Золотой Бабы на север. В этом отношении ценное свидетельство — карты знаменитого фламандского картографа Геральда Меркатора. На поздней (1595 года), посмертной карте «Океана Семизвездья» (Северного Ледовитого) он написал в устье Оби: «Zolotaia baba». Это юг полуострова Ямал, за полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты.
Почему статуя из Центральной Азии оказалась так далеко от родины? Только ли желание спасти святыню от военных конфликтов побудило ее хранителей уходить на север? Выскажу свое предположение — не исключено, что арии пришли в Центральную Азию 7—8 тысяч лет назад с ныне погибших арктических островов. Впоследствии кто-то из их потомков отправился назад, на север, в поисках далекой прародины, и взял с собой статую, которая, возможно, напоминала тогда еще не забытую богиню жителей Арктиды, а затем стала святыней угров. Кстати, на карте Меркатора изображена не только Золотая Баба в устье Оби, но и легендарные арктические острова…
Автор: В. Нейман.