Уммар бен Хатаб – праведный халиф
Второй праведный халиф — Умар — один из наиболее значительных персонажей исламского мира. Можно сказать, что если Мухаммед основал халифат, то Умар создал империю арабов. Несомненно, речь идет о выдающемся государственном деятеле, сделавшем чрезвычайно много для ислама и становления арабской государственности. Любопытно, что западные исследователи сравнивали его деятельность с подвижничеством апостола Павла и даже называли его «святым Павлом от ислама». Вряд ли такое сравнение правомерно, однако можно говорить о созидательной энергии, которая вела и того, и другого по пути служения Богу.
Первый халиф Абу Бакр незадолго до кончины назвал своим преемником Умара бен Хаттаба, и все согласились, хотя кое-кто опасался, что он будет навязывать Совету общины свое мнение. Однако люди видели, что к своим 50 годам Умар уже не был ни излишне азартным, как в молодости, ни вспыльчивым. Он не раз проявил мудрость, ответственность, верность заветам Мухаммеда.
Умар стал мусульманином в 26 лет, когда до переселения первых мусульман во главе с Мухаммедом в Медину оставалось еще четыре года. Согласно преданию, поначалу Умар был настроен против мусульман. Но случилось так, что его родственники — любимая сестра Фатима и зять Заид — в числе первых решили покинуть Мекку из-за преследований и собрались в Эфиопию. Умар был очень огорчен и хотел отговорить их от опрометчивого, как он считал, решения. Он явился в дом сестры. Произошла ссора. Но Умар понял, что Фатима и Заид тверды в своем намерении. Тогда он стал расспрашивать их об их вере. Фатима заставила Умара умыться и дала ему текст суры «Та ха». Первые прочитанные строки священного текста восхитили Умара своей мудростью.
Пораженный, он бросился на поиски Мухаммеда, даже забыв, что опоясан мечом. В таком виде он явился в дом аль-Акрама, где собрались мусульмане и был пророк. Увидев вооруженного Умара все встревожились, но Мухаммед потребовал, чтобы его впустили в дом. И здесь произошло знаменательное событие — Умар принял ислам. Существуют и другие версии этой истории, но суть одна: один из недругов пророка стал верным его соратником.
Рассказывали, что уже на следующий день он сам сообщил курайшитам о своем решении. Дело дошло до драки, и неизвестно, чем бы она закончилась, если бы один из курайшитов не напомнил тем, кто угрожал Умару, что клан Ади, к которому принадлежал этот новый мусульманин, никогда не пренебрегал обычаями племени, в том числе и обычаем кровной мести… Нельзя недооценивать значение этого эпизода. Мало кто из первых мусульман столь демонстративно отказался от прежних верований и публично заявил о своем обращении в ислам.
До переселения в Медину Умар не выделялся среди других верующих. Но в мединский период он прославился храбростью: принимал участие в знаменитых битвах у колодца Бадр и горы Ухуд, где получил ранение; а также в набегах на соседние оазисы. Со временем он стал советником Мухаммеда, помогал ему в управлении общиной. А впоследствии он даже породнился с пророком: когда дочь Умара Хавса овдовела — ее муж погиб в битве при Бадре, — Мухаммед женился на этой восемнадцатилетней красавице. Именно этой женщине доверил Мухаммед хранить первые списки божественных откровений.
При Абу Бакре Умар стал ближайшим сподвижником халифа. Он был благочестив, и его благочестие было активным; соответствующего поведения он требовал и от других мусульман.
Наказывал он жестоко, но справедливо. В то же время мог внимательно и спокойно выслушать упрек или даже совет, причем не только от мужчин, но и от женщин. Все биографы отмечали его исключительную бережливость. Через его руки проходили колоссальные средства, но он не стремился к обогащению. Не позволял он этого делать и своим приближенным и родственникам. Не терпел казнокрадства. Арабский историк ат- Табари (838 или 839—923) в книге «История посланников и царей» отмечал, что встречая полководца Халида бен Валида, которого за отвагу и успешные походы прозвали «мечом Божьим», Умар всякий раз пенял ему за сокрытие трофеев. Он говорил: «Халид! вытащи из-под твоего грязного сидения Божью казну!» Но отказаться от смелого и умного воина Умар не желал, ибо Халид имел большой авторитет в армии, хотя был и вспыльчив, и жесток.
Халифу Умару бен Хаттабу принадлежит заслуга в создании гражданских, институтов, которые в целом составили политическую систему разрастающегося государства. При нем были созданы регистры (диван), дающие право военным получать пенсию; заложены основы юридической системы, повсеместно действовали судьи — кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры.
При Умаре паломничество в Мекку — хаджж — было окончательно признано как обязательный принцип вероисповедания; определено наказание за пьянство и супружескую измену. Умар создал налоговую систему, действовавшую единообразно во всем государстве.
Конечно же, правление второго праведного халифа можно назвать авторитарным. Его боялись, но до самодурства дело никогда не доходило. Через пять лет правления, по предложению Ади ибн Хатима, Умар стал называться «амир аль-муаминин» — «повелитель правоверных». Этот титул ничего не изменил в поведении Умара: халиф, как и прежде, повторял, что он заместитель пророка и продолжает его дело.
В 641 году Умар поручил трем курайшитам, знаменитым своими познаниями в родословных, составить реестр членов мусульманской общины. Это было необходимо для того, чтобы установить порядок и размер различных выплат из государственной казны мусульманам. Открывался этот список записью о семье пророка и его роде — хашим. Далее следовали имена первых мусульман, сподвижников Мухаммеда, прежде всего мухаджиров (то есть тех, кто переселился вместе с ним в Медину), потом шли имена ансаров (жителей Медины, примкнувших к Мухаммеду во второй период его жизни). Затем следовали те, кто участвовал в военных походах пророка, а за ними — все остальные. Размеры выплат для мусульманской верхушки определялись заслугами перед исламом и непосредственно перед пророком, для остальных же — степенью родства.
Это нововведение («диван аль мукатила»), впервые зафиксировавшее генеалогию, положило начало целой отрасли знаний, процветавшей впоследствии в мире ислама. Реестр Умара хранился в Медине в резиденции халифа в специальном помещении, которое называлось «бейт аль каратис», то есть «дом бумаг или документов», по-современному говоря, — архив. И много позже вся административно-политическая структура халифата строилась в соответствии с этим реестром.
Халиф Умар ввел (в 638 г.) для всех мусульман новое летосчисление, получившее название «хиджра». Отсчет времени начинался с года переселения (хиджры) Мухаммеда из Мекки в Медину. Это разделило в сознании арабских племен две эпохи: до ислама — джахилийа (эпоха невежества, неведения ислама) и период исламской истории. С первого года хиджры — 622-го — начинается мусульманская историография.
На завоеванных землях арабы селились в опустевших домах византийской знати, которая бежала в метрополию. В городах продолжалось обычное течение жизни. Все историки, в том числе и христианские, согласны в том, что арабские завоеватели соблюдали законность и халиф Умар правил справедливо.
В завоеванную Сирию, где арабы жили и до этого, Умар назначил наместником Муаввийу, сына знаменитого Абу Суфьяна. Именно Муаввийа положил начало династии Омейадов, пришедшей на смену правлению праведных халифов. В Египте и Месопотамии халиф повелел создавать в предместьях городов военные поселения арабов или, как принято говорить, «лагери». Так возник новый тип городского поселения, где кварталы занимали воины одного отряда — то есть выходцы из одного племени (они обосновывались здесь с семьями). Строительств: этих новых городов Умар держал под неусыпным контролем, требуя соблюдения принятых норм градостроительства. Ширина главных улиц должна была быть 40 локтей (локоть — 38 — 46 см, длина локтевой кости человека), а второстепенных — 30 и 20; площадь квартала — 3600 квадратных локтей. Так были построены Куфа, Мосул. В Фустате (ныне часть современного Каира) с самого начала стали возводить монументальные здания. Здесь был построен дворец и для самого Умара, но халиф повелел передать его в распоряжение базара.
Умар призвал своих воинов, поселившихся на новом месте и получавших жалованье, ничего не производя, найти себе занятие в мирное время. Это распоряжение халифа вызвало дискуссию улемов — богословов — о том, как благочестивый мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь. Много лет спустя ученик знаменитого Абу Ханифы и фактический кодификатор ханифитской школы права Мухаммед аш-Шайбани в своих сочинениях доказывал, что и сам пророк Мухаммед, и его соратники считали, что обеспечивать себя своими трудами — не просто религиозная обязанность, но подвижничество, которое вознаграждается на том свете.
Шайбани писал: «Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил, что смерть в седле своего верблюда во время поездки для приобретения щедрот Аллаха (то есть с коммерческими целями) ему даже предпочтительнее, чем смерть в борьбе за веру». А один из ранних факихов (правоведов) города Куфы, современник халифа Умара, Ибсагим ан-Нахаи говорил: «Базар — место священной войны с шайтаном, который пытается соблазнить честного купца легкой прибылью с помощью обмана покупателей». И люди понимали, что устоять в этой борьбе труднее, чем воевать с оружием в руках против неверных. Предание сохранило такие слова Умара: «Пусть никто из вас не отказывается от добывания хлеба насущного и не просит: «Господи, подай мне!» Знайте, что небо не прольет на вас дождь золота и серебра!».
Еще в правление Абу Бакра именно по инициативе Умара секретарю Мухаммеда Зейду бен Сабиту было поручено собрать воедино разрозненно хранившиеся у разных людей списки откровений, произнесенных пророком. Были отобраны сохраненные самыми достойными из мусульман достоверные тексты. Они составили первоначальный вариант Корана. (Окончательно же тот текст Священной книги, который существует сегодня, был утвержден в правление халифа Усмана в 651 году.).
Продолжение следует.
Автор: О. Бибикова.