Уммар бен Хатаб – праведный халиф. Продолжение.

Уммар бен Хатаб – праведный халиф. Продолжение.

Мусульмане

В исламском мире период правления Умара называется временем мудрости. Хотя и он не избежал ошибок. Например, как отмечают арабские историки, он не понял значение флота для арабов. Рассказывают, что когда сирийский наместник Муаввийа бен Суфьян обратился к халифу за разрешением совершить морской поход против прибрежных византийских городов, халиф сказал: «Люди на судне — это черви на деревяшке, кто не может спастись — тонет, кто спасется — теряет рассудок». Впрочем, сама эта фраза, где используется игра арабских слов «дул» (черви) и «уд» (кусок дерева, древесина, плот), «гасика» (тонуть) и «харука» (сходить с ума), лишний раз подтверждает славу острослова, которая сопровождала Умара всю его жизнь. Как известно, арабы таки построили флот — но уже после смерти второго халифа. Свершись это раньше, кто знает, быть может, и Византия покорилась бы мусульманам, а ход истории был бы иным.

Среди деяний Умара есть один удивительный эпизод. Когда был завоеван Египет, ему доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие местности халифата. Надо было решить проблему транспортировки зерна. Вспомнили о древнем канале из Нила в Красное море, который был построен еще римским императором Траяном на рубеже I и II веков, впоследствии заброшен, а потом и засыпан. Умар распорядился расчистить канал, и хлеб нильской житницы широким потоком хлынул в Аравию по кратчайшему пути.

При Умаре произошло одно из самых знаменитых сражений арабов против персов — битва при Кадиссии (637 г.), ставшая синонимом победы, символом превосходства арабов над персами. Позднее пал Ктесифон, где находилась летняя резиденция персидского владыки. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти отмечали как праздник.

При Умаре мусульмане впервые овладели Иерусалимом. Тогда халиф сам отправился в Палестину. Существует много версий и легенд относительно этого путешествия. Достоверно известно, что Умар хотел лишь определить размер добычи, чтобы по справедливости разделить ее и назначить жалованье воинам. Но при всех разночтениях в рассказах о пребывании Умара в Палестине, они едины в констатации аскетизма халифа, с удивлением обнаружившего, что его прежние соратники переняли византийские обычаи, стали наряжаться в шелковые одежды. Слезая с верблюда, Умар поднял с земли камень и бросил его во встречавших со словами: «Быстро же вы отвернулись от наших обычаев! Встречать меня в такой одежде! Ишь, разжирели за два года!».

Говорят, что он даже повелел забросать пылью лица тех, кто рядился в византийские одежды, «чтобы вернулись к нашему облику и нашим обычаям». На это Иазид бен Абу Суфийан возразил: «Одежд и коней у нас много, и жизнь у нас легкая, и цены низкие. Оставь мусульман, пусть живут как хотят. Да и тебе надо бы надеть белые одежды и поехать на белом скакуне — это возвеличило бы тебя в глазах неарабов…» Но первый муэдзин ислама Билял, который принимал участие в этом походе, открыл правду Умару: «Предводители войск едят только птичье мясо и белейший хлеб, а у простых воинов ничего этого нет».

И тогда Умар начал наводить порядок. Он установил норму пайка для воинов. Была упорядочена система сбора налогов, определен принцип распределения добычи. Одна пятая полагалась халифу, все остальное — войску.

В Иерусалиме Умар посетил христианские храмы города в сопровождении тогдашнего патриарха Софрония. Увидев руины ветхозаветного храма, халиф решил возвести на этом месте мечеть. По преданию, он сам начал расчищать площадку, на которой царила, согласно Библии, «мерзость запустения». Позднее на этом месте был возведен знаменитый Куббат ас-Сахра — Купол Скалы, возвышающийся по сей день на Храмовой горе Святого города.

…639 год, а по мусульманскому летосчислению 18-й, выдался тяжелым. Чума и страшный голод обрушились на Палестину, Сирию и Ирак. Беженцы из этих районов устремились в Медину, где находилась резиденция халифа. Он приказал организовать для них бесплатную еду. Запасы продовольствия вскоре истощились, тогда Умар потребовал от наместников прислать его для голодающих. На следующий год по его приказу был отменен закят — ежегодный налог в пользу бедных — с тем, чтобы мусульмане могли поправить свои дела.

За 10 лет правления Умара совершенно изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой население Аравии составляло лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на значительно более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли.

Поначалу она не порывала со своей родиной, но империя разрасталась и некоторые наместники стремились отделиться, создать свои государства. Тут Умар предпринял решительные меры. Он даже в случае необходимости отменял земельные дарения, сделанные еще Мухаммедом. Подобные шаги арабы отнюдь не считали святотатством, так же как отмену других решений, принятых еще Мухаммедом. Мусульмане доверяли своему халифу: как и он, они считали, что хорошо то, что разумно в данных условиях.

Огромные завоеванные территории требовали освоения. Проще всего было разделить землю между воинами. Но Умар запретил это делать, напомнив высказывание Мухаммеда о том, что Аллах сделал тех, кто придет после, совладельцами этой общей собственности, а если ее разделить, то не достанется ничего тем, кто придет после нас.

При Умаре стал формироваться земельный кодекс, который позволял наилучшим образом управлять огромными территориями и формировал отношения между землевладельцами, земледельцами, собственностью общинной и частной. Правление Умара бен Хаттаба было недолгим. Его дни прекратил персидский раб Файруз по прозвищу Абу Пула, заколовший халифа кинжалом.

Еще в начале ноября 644 года Файруз пожаловался Умару на то, что его хозяин Мугира бен Шуаб отбирает у него весь заработок и ему нечем кормить жену и маленькую дочку. Умар же взял сторону Мугиры. Прошло какое-то время, и Умар, встретив Файруза на улице, спросил его: «А можешь ли ты сделать такую мельницу, которая мелет зерно ветром?» Файруз угрюмо отвечал сквозь зубы: «Жив буду, сделаю такую мельницу, о которой заговорят и на Востоке, и на Западе…» И ушел. Умар понял, что раб угрожал ему. Через несколько дней Файруз пришел в утренних сумерках в мечеть, где встал перед михрабом рядом с халифом. И когда Умар в молитве опустился ниц, раб пронзил его кинжалом. Его схватили, но он успел заколоть себя тем же оружием.

Врач, осмотрев Умара, сказал, что надежды нет. И тогда халиф стал отдавать последние распоряжения. Надо было назначить преемника. Он отверг предложенную кандидатуру собственного сына Адаллаха. Но не решился назвать никого и предложил это сделать своим шестерым соратникам.

Через три дня, 1 мухаррама 24 года хиджры (7 ноября 644 года), Умар бен Хаттаб, второй праведный халиф, скончался. Совет шестерых после долгого размышления остановил выбор на Усмане. Говорят, дело решило то, что он был и богат, и покладист. И тем сильно отличался от Умара, который не стремился к богатству и не терпел казнокрадов. Богатые курайшиты захотели видеть во главе общины человека, разделявшего их интересы. Потому они отвергли кандидатуру Али — зять пророка мог оказаться, по их мнению, куда более жестким правителем, чем Умар.

Одно из последних пожеланий Умара соратникам было таким: не смещать назначенных им наместников провинций в течение первого года правления нового халифа. Очевидно, так он хотел сохранить целостность созданного им государства. Поразительна подтвержденная временем дальновидность этого великого государственного деятеля, проявленная им буквально во всех сферах жизни огромной империи.

Автор: О. Бибикова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers