Венцы славы Чолов
Раджараджа I правитель Чоланаду, или Страны Чолов, и ее заморских владений — славился своей набожностью, и его бесконечная вера в богов воплотилась в воздвигнутых им храмах. Был он также и воином, но не слишком тщеславным. Устремленные в небо храмы, которые повелел он построить во славу веры, и эпические сказания — все это осталось в память о нем. Традиции мастерства, завещанные нам его архитекторами и мастерами, остаются непревзойденными.
В молодости его звали Арулможидеваном — Богом мудрых слов. Он унаследовал трон своего дяди и принял корону, освященную касанием ног Шивы, — Шивападашекхарар. Получив имя Раджараджи I и вступив во владение царством, которое пришло в упадок, он создал империю, достойную называться Мумуди Чолан — Царство Чолов с тремя коронами (короны царств Чера, Чола и Пандья). Величайший царь династии Чолов, он правил с 985 по 1014 год н. э. и прославился также как Нитьявинодха Чолан — «знаток искусств». Именно он обнаружил утерянные ранее записи религиозных гимнов тхеварам и вернул тамилам то, чем они так гордились. Его имя не увековечено в камне, но всякий, кто пел эти гимны, и без того знает имя человека, вернувшего, казалось, навеки утраченное богатство. Ему не пришлось позировать скульпторам, чтобы обрести бессмертие.
В течение нескольких столетий Чолы правили большей частью территории нынешнего Тамилнаду и островами Индийского океана: от Малайского архипелага до Лаккадивских островов. Немногие царства в мире имели такую долгую и славную историю. Немногие народы были столь воинственны и в то же время столь набожны и художественно одарены. За тринадцать столетий, о которых повествуют хроники, только один раз — в период с VI по IX век — Чолы оказались в положении вассалов и их флаг с изображением тигра не реял гордо на мачте.
Срединные земли империи Чолов охватывали современные районы Тханджавур и Тиручирапали, а также часть Южного Аркота. Столицей страны был город Урайюр, ныне пригород Тиручи. Здесь, на берегах реки Кавери, Чолы создали цветущий оазис, и их ирригационные сооружения, сохранившиеся до сих пор, вызывают восхищение современных инженеров.
Закат первой империи Чолов начался с усилением царства Пандьев на юге и царства Паллавов на севере. Но многочисленные войны истощили эти государства, и, когда они вернулись в свои прежние границы, борьбу за власть в Чоланаду повели местные вожди. Победу в ней одержала династия Муттараяр. Однако в 850 году н. э. вождь Чолов Виджаялая отвоевал утраченные ранее владения и вновь создал империю Чолов, столица которой находилась теперь в городе Тханджай (Тханджавур), «городе-прибежище». Виджаялая вернул земли, принадлежавшие Чолам, и прибавил к ним новые.
Многим способствовал возрождению великой империи его сын и наследник Адитья I, который захватил Тондаимандалам, владение Паллавов. Сын Адитьи Парантака I (907—955) еще более возвеличил Чолов, одержав победу над Пандьями. Правда, в 949 году в битве при Такколаме Чолы были разбиты племенем Раштракутов, и их власть заметно ослабла. Наследники Парантаки едва сдерживали натиск врагов. Так продолжалось до тех пор, пока на престол не взошел праправнук Парантаки I Раджараджа I. Коронован он был в 985 году.
Свое славное правление Раджараджа начал с того, что вернул тамилам их исконные земли. Затем он расширил границы империи и к северу, и к югу и стал первым правителем второй империи Чолов, чья власть простиралась за пределы тамилоязычных областей на севере, а также первым из Чолов, кому удалось покорить Шри-Ланку.
Его сын Раджендра I (1014—1044) прославил себя еще более громкими победами и строительством новых храмов. Он завершил завоевание Илама, а его военные корабли захватили Андаманские, Никобарские и Лаккадивские острова и достигли Шри-Виджаи (Суматры). И на суше армии Раджендры не знали преград на своем пути и дошли до берегов Ганга. В ознаменование своих побед заложил новую столицу — Ганганкондачолапурам («Город Чолы, овладевшего Гангом») и Большой храм, который, правда, по размерам уступал тому, что построил его отец, и не принижал поэтому его славы.
Военная слава Чолов ныне забыта, как и превосходная система управления, которую ввел Раджараджа, ведь он сумел привить своим подданным чувство единства и чувство долга. Но нельзя забыть того, что достигнуто Чолами в архитектуре, особенно в строительстве храмов, а храм был единственным местом, где царь встречался с подданными.
Существует несколько объяснений того, почему храм Раджараджи в Тханджавуре, известный также как храм Брихадешварар, имеет такие гигантские размеры. По одной версии, царь хотел в величии храма отразить значение религии для человека. По другой версии, царь решил, что наилучший способ использовать сокровища, захваченные им в царствах Илама, Чера, Пандья и Паллава, — вложить их в строительство такого храма, который стал бы символом благодарности богам, памятником победы и источником работы для его подданных.
Но существует и более романтическое предание. Рассказывают, что император страдал от черной проказы, и его духовный наставник открыл ему тайну проклятия: Раджараджа прогневал богов своей жестокостью во время охоты. Чтобы вылечиться от этой болезни, царь должен был воздвигнуть величественный храм богу Шиве и водрузить в его святилище лингам (фаллическое изображение Шивы) из камня, взятого в русле далекой реки.
Царь так и поступил. Говорят далее, что, когда лингам был поднят со дна реки, он начал расти, и рос до тех пор, пока не принял огромных размеров. Перед людьми возник столб высотой 4,5 м.
Считается, что храм, где должен был стоять лингам, расположен там, где жил и предавался созерцанию великий отшельник Наймисрамая. Великий правитель построил величественный храм, или скорее храмовый комплекс, не забыв ни одной важной детали. На сооружение этого тщательно спланированного храма ушло двенадцать лет. Раджараджа увенчал его медным шпилем, который весит 9,25 килограмма и покрыт золотыми пластинами общим весом 800 граммов. На стенах храма он повелел высечь имена ста семи человек, пожертвовавших средства на «святой каменный храм Шри Раджараджешварар, который мы приказали вознести в Тханджавуре». Такая надпись — большая редкость в индусских исторических анналах.
После освящения храма правитель совершил омовение в храмовом пруду и излечился от своего недуга. Соответствует эта легенда истине или нет, но храм во всем его великолепии, несомненно, является одним из шедевров дравидийской архитектуры.
Однако было бы неверно говорить лишь о его великолепии, ибо он еще и уникален по строению. Обычно в дравидийских храмах надвратные башни гопурам превосходят по высоте виманим — башню над святилищем. Но при сооружении этого храма царь распорядился, чтобы башня над лингамом была выше гопурам. Так, в тамильской храмовой архитектуре появилось новое направление.
Примеру отца последовал Раджендра I, воздвигая храм в Ганганкондачолапураме, а также его наследники при строительстве храмов Дарасурам и Трибхуванам. После того как эти храмы были построены, Чолы вернулись к традиционному стилю, при котором виманам сооружается «приземленной», а гопурам высокой. Новые храмы были не сравнимы с теми четырьмя, что были построены по замыслу Раджараджи, и по уровню художественного совершенства они уступали тем, о которых Фергюссон написал: «Мастера эпохи Чолов планировали гигантские постройки, но при этом шлифовали их, как драгоценные камни».
Построенный на средства от захватнических войн, храм Раджараджеварар — достойный памятник военной славы, пишет Р. К. Дас, «величественный монумент благочестия и религиозного пыла». В великом храме все должно быть великим, а не только вера и тщеславие. Огромна по своим размерам виманам — 65 метров от основания до вершины. Его тринадцать ярусов украшены множеством гипсовых скульптур, четыре из которых, на фасаде, удивительно символичны и как бы предсказывают четыре периода истории страны Чолов — эпохи Чолов, Наяков, маратхов и англичан. Скульптурное изображение священного быка Нанди, которое помещено в храме, — второе по величине в Индии. Его высота — около 4 метров, длина — 6 метров, ширина — 2,5 метра. Вес этого огромного монолита — 25 тонн. В храме находится более 250 лингамов, не считая махалингама, расположенного в святилище.
О каждой из храмовых построек сложено множество легенд. Посетитель входит в эту обитель легенд и поразительной красоты с востока, через двое ворот, которые убранством не уступают друг другу. Башни над ними хоть и велики, но не могут сравниться с башней над святилищем. Вторые ворота открываются на главный двор, длина которого около 170 метров, а ширина — вдвое меньше. Здесь расположена основная часть храма. Ее длина примерно 55 метров. Через коридор пракарам, Нанди-мандапам (зал Нанди) и еще через три расположенных один за другим зала посетитель проходит в святилище Брихадешварара, расположенное в западном его конце. Над святилищем на каменной платформе площадью 9 кв. метров возвышается пирамидальная башня виманам, резной восьмигранный купол которой увенчан сверкающим шпилем.
В святилище храма находится махалингам — самое большое из подобных изображений в Индии. Его широкое основание и верхняя цилиндрическая часть соединены между собой особым составом. Когда храм был построен и священный символ установлен внутри, мастерам никак не удавалось соединить две его части, хотя для этого и использовался специальный освященный клей. Обеспокоенный царь не находил себе места, пока не услышал предсказания, что лингам удается закрепить только в присутствии божества по имени Карур Девар. Когда оно явилось в храм и совершило обряд поклонения, две части лингама соединились при помощи раствора из священной пасты и слюны божества.
Святилище окружено галереей, которая является настоящим музеем лучших образцов искусства эпохи Чолов. Стены ее украшены множеством резных скульптур. Среди представленных здесь шедевров выделяются рельефные панели, изображающие исполнителей танца бхаратнатьям. Живопись восхитительна. Фрески повествуют о смертных и бессмертных, о царях и отшельниках. На одной из них изображен великий царь Чолов с Карур Деваром. Часто встречается великолепная бронзовая скульптура, которой прославились Чолы. И в любом уголке храма словно звучат еще сладостные мелодии пышных концертов, которые устраивались здесь, слышится перезвон браслетов 400 девадаси (храмовых танцовщиц), прислуживавших в нем, и страстная речь героев драматических постановок, известных под названием «Раджешвара Натака».
Ни в одном храме Южной Индии вы не встретите столь богатой коллекции произведений искусства. Ни один храм не был задуман с таким размахом и построен с таким тщанием и любовью. Перси Браун отмечал в связи с этим, что «башня виманам в Танджоре, несомненно являющаяся лучшим образцом искусства дравидийских мастеров, может служить мерилом для всей индийской архитектуры». Благодаря «изящному равновесию» всех ее деталей создается впечатление, что башня висит в воздухе. Она построена столь искусно, что тень ее венца никогда не падает на землю. Ее великолепие и богатое убранство свидетельствуют о стремлении ее создателей не только к добротности.
Большой храм находится внутри крепости, окруженной рвом и могучими стенами, которые напоминают наружные стены самого храма. Над его сооружением трудились сотни каменщиков и архитекторов. Не менее, чем прекрасный итог их работы, поражает воображение тот факт, что гранит для строительства приходилось доставлять за многие мили.
Продолжение следует.
Автор: М. Парватхи.