Священная тайна числа

Священная тайна числа

числа

Возведение в сан, на трон, в превосходную степень — звучит возвышенно. В каждом случае подразумевается достижение более высокого, а иногда и наивысшего уровня, восхождение к некой вершине, к пределу стремлений. А как же тогда понять возведение в нулевую степень? Это же, согласно законам математики, низведение любой, даже заслуженной величины до единицы. Какая символика стоит за понятием числа и операций над ним? Что есть для нас число не тогда, когда надо пересчитать яблоки на странице букваря (или деньги в кошельке), а в самом общем смысле? Что могло оно обозначать в момент Творения, когда еще нечего было пересчитывать?

Конечно, было бы наивно думать, что величайшие мудрецы прошлого, ломавшие головы в стремлении исчислить сущее, были безразличны к материальной стороне бытия: богатству, власти, авторитету. К примеру, создатели Каббалы понимали, что материальная составляющая человеческого существования лишь выражает аккумулированную энергию, которая увеличивает масштаб свободной воли и ответственности за последствия ее проявления. Если повезет избежать денежного соблазна и использовать этот мощный энергетический рычаг не для умножения капитала, а для того, чтобы, укоренившись в реальности материального бытия, отдав ему его «долю», воспарить к высотам Духа, то, может быть, выпадет и награда — возможность освоиться в них настолько, что удастся дать количественное определение устройству Мироздания.

Когда имеешь дело со сложным, подчас невыразимым, заманчиво бывает попробовать добиться ясности, оперируя чем-то хорошо известным, понятным, даже привычным. Например, попытаться показать, что означают применительно к таким явлениям, как Рождение и Смерть, простые арифметические операции между однозначными натуральными числами, с одной стороны, и метафизически понимаемыми Нулем и Единицей, с другой.

Сразу оговоримся, что эти рассуждения не относятся к сфере математики. И числа, и арифметические действия будут важны для нас лишь в их метафизическом выражении (пожалуй, именно на этом строится эзотерическая нумерология чисел). Число тут будет выступать не в его служебной, чисто количественной роли, а как символ множественного состояния метафизической реальности, возникшего в процессе ее проявления из первоначального Единства. С такой точки зрения число — это символ делимости Духа, это живая сущность.

Сначала — несколько слов о терминологии. С естественных для меня каббалистических позиций человек в принципе не может и никогда не сможет не только постичь Творца, но даже дать Ему какое-либо исчерпывающее определение, потому что нет ничего, с чем можно было бы Его сравнить.

В Каббале Его называют Эйн, что в переводе с иврита означает «то, что не существует, чего нет». И это воистину так, ибо Он выше существования, оно Им создано и поддерживается. В мире нет такого места, где бы Он не отражался, а пребывал полностью. Точнее всего будет сказать, что Он есть Абсолютное Ничто, то, что для нашего мира является не проявленным и относится к внесуществованию, к внебытийности.

Когда же речь идет о Творении, то есть о Его проявленном состоянии, Он представляет собой то, что в Каббале именуется Эйн-Соф («соф» в переводе означает «конец»), или Бесконечность. Это имя Бога, Который везде, это Абсолютное Все — первое проявление Абсолюта, рождение Нечто из Ничто (Нечто здесь — некое первичное Единство). В системе, где Эйн символизируется Нулем, Эйн-Соф есть Единица. Для Бытия в этом проявляется Единство того, что в нем есть, и того, чего нет.

Проявленное Нечто пребывало сначала в свернутом, а затем (когда, вероятно, возникли Время и Пространство) в развернутом состоянии. Свернутость — это нерасчлененное состояние Бытия, или первичное Единство, которое предполагает отсутствие всяких чисел. Оно символизируется Единицей в ее метафизическом понимании.

Развернутое состояние означает разделение Единого на различные уровни, формы, явления, объекты которые уже могут быть исчислены. Поэтому числа в порядке их возрастания (натуральный ряд) с сущностной стороны можно рассматривать как последовательные этапы вышеупомянутого развертывания. Отсюда ясно, что Эйн как метафизический Нуль есть источник всех чисел, содержит их как потенциальную возможность части отделиться от целого и символизирует совершенный, а следовательно, обладающий полнотой непроявленный мир, начало всех вещей, порождающее прежде всего первичную Единицу, из которой возникают все числа.

Таким образом, первичная Единица символизирует чисто духовное Бытие; из нее рождаются все Числа так как они суть Единицы, взятые некоторое количество раз. Следовательно, любое Число, например семь есть произведение первичной Единицы на ту или иную количественную меру. Абсолютный Божественный статус метафизического Нуля проявляется в его взаимоотношениях с числами. Его верховная управляющая функция явствует также из того, что будучи присоединенным справа к числу, он переводит его в другой порядок значимости.

Итак, поскольку, как мы выяснили, ни Нуль, ни Единица в рассматриваемом смысле числами не являются и не относятся к миру чисел, ограничимся рассмотрением простейших однозначных чисел от 2 до 9.

Определим и метафизический смысл пяти арифметических действий, перечислив их в порядке повышения ранга операции — от сложения и вычитания до умножения, деления и возведения в степень.

Сложение и вычитание можно понять как прямолинейное поступательное и возвратное движение, как перемещение одномерных объектов.

Деление — это выявление некоторой регулярной структуры, неявно присутствующей в объекте.

Умножение — придание исходному объекту (числу как первичному материальному Единству, возникшему из Единицы) двумерного количественного измерения. А раз так, то можно сказать, что двумерная сущность, образовавшаяся в результате умножения, занимает в пространстве некоторое место, точнее, некоторую область на плоскости. Умножение можно представить и в виде операции более низкого ранга — как сложение, повторение количественно равных одномерных объектов в двумерной плоскости.

Возведение в степень. Под этой операцией понимается придание исходному, например, одномерному объекту (сущности, имеющей конкретную количественную меру) качества многомерности. Это как бы образование многомерной фигуры, некоего многомерного «куба» с ребром, равным именно этой исходной величине. Возведение в степень можно выразить и через операцию более низкого ранга — представить как умножение количественно равных объектов, осуществляемое в многомерном пространстве. При этом в структуре образующейся сущности сохраняется индивидуальная, количественная характеристика исходного объекта, в данном случае — натурального однозначного числа. При умножении оно как бы «запоминается» на плоскости, при возведении в степень — в многомерном метафизическом пространстве. Получается что-то наподобие ритмической структуры (об этом свидетельствует выражение каждой из этих двух операций через действие более низкого ранга). Это наблюдение может пригодиться при переходе к аналогиям чисел с индивидуализированными сущностями. Отметим также, что в пределе все эти операции ведут либо к Нулю, либо к Бесконечности, то есть к Абсолютному Ничто или к Абсолютному Все.

ПРАВИЛА МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ АРИФМЕТИКИ

Сложение с метафизическим Нулем и его вычитание не отражаются на физическом плане, поскольку Абсолютное Ничто нематериально. Деление на метафизический Нуль приводит к логическому затруднению, поскольку деление какого-либо Нечто (проявленного объекта) есть попытка выявить в нем структуру, соответствующую делителю. В качестве такового в данном случае выступает совершенное непроявленное Абсолютное Ничто. А следовательно, образующаяся структура, как порождаемая совершенством, должна обладать полнотой, подразумевающей в виде приближения любое число структурных единиц; в результате получаем бесконечность.

Умножение на метафизический Нуль. Если вспомнить, что в результате операции умножения исходный объект получает определенную площадь, конкретное место в пространстве, то умножение на метафизический Нуль, понимаемый как Абсолютное Ничто, есть противоположная операция. Это как бы лишение объекта какого-либо места в пространстве, полный уход из проявленности и слияние с Абсолютом в Его непроявленном виде.

Другими словами — это выход из колеса перевоплощений, окончательная Смерть, переход туда, откуда Душе нет возврата. Может быть, об этом сказано Ахматовой:

Но я предупреждаю Вас,
Что я живу в последний раз.
Ни ласточкой, ни кленом,
Ни тростником зеленым.
Ни родниковою водой,
Ни колокольным звоном —
Не буду я людей смущать
И сны чужие навещать
Неутоленным стоном.

Мы уже знаем, что возведение некоего числа в степень — это придание ему, одномерному, качества многомерности. Тогда получается, что теперь некоторой одномерной сущности (по характеру осуществляемого действия имеющей либо многомерную перспективу, либо многомерное прошлое) надо придать качество нулевой, то есть «никакой» многомерности. Можно сказать, что это отказ ей в многомерности, а следовательно, возврат в состояние, не имеющее измерения, к первичной метафизической нерасчлененной Единице.

Итак, возведение в нулевую степень приводит к переходу из многомерности (количественно выражаемой величиной ребра многомерного куба) в состояние первичной Единицы — Монады, духовного зерна. Другими словами, это потеря тела без потери Духа, без полного ухода в непроявленность; это то, что мы называем земной Смертью. Под этим мы понимаем возврат к исходному состоянию Души перед получением ею нового материального тела, перед новым воплощением.

Однако, находясь в таком единичном состоянии, Монада сохраняет информацию о том, кем она была раньше — знает, какое число было возведено в нулевую степень перед переходом ее в это состояние. Она помнит свое кармическое прошлое и ждет того, что можно было бы назвать кармическим взвешиванием, после которого получит новое количественное измерение, другой «множитель» Единицы — вступит в новое Рождение.

А теперь пора перейти к выводам. На языке метафизической арифметики умножение числа на метафизический Нуль символизирует Смерть как полный уход из круга перевоплощений. А возведение в нулевую степень символизирует Смерть несколько иначе: как возврат в исходное состояние Души до ее очередного воплощения, то есть к исходным условиям, при которых все сущности равны, потому что равны между собой Единицы, которыми они представлены. Любое число в нулевой степени равно Единице.

Конечно, под числом здесь подразумевается не просто количественная мера, а некая живая сущность, развивающаяся не только в материальном трехмерном мире, но и в духовной многомерности. Это не просто объект, но индивидуальность, уровень которой в рассматриваемом упрощенном случае символизируют достигнутая ею степень и величина ребра многомерного «куба», образующегося при возведении объекта (в данном случае — однозначного натурального числа) в степень.

И хотя таких чисел очень немного — от 2 до 9, каждое из них можно рассматривать как частный случай комплексного числа, мнимая часть которого равна 0. И тогда между любыми соприкасающимися в ряду натуральными числами увидится целая бездна — бесконечное множество сущностей, обладающих индивидуальными чертами. (Не говоря уже о том, что любое многозначное число можно привести к однозначному с помощью так называемого метафизического сложения, например: 1997=1+9+9+7=26=>2+6=8.)

Когда же конкретный объект — многомерная фигура, ребро которой было равно, например, семи, а теперь превратилось в единицу (семь в нулевой степени) — претерпит кармическое взвешивание, то перед тем, как стартовать в новую реинкарнацию, то есть быть возведенным вместо нулевой в первую степень (проще говоря — родиться), ему предстоит получить новую телесную оболочку. Ее отражением на духовном плане будет другой многомерный «куб».

Его ребро будет равно уже не семи, а, к примеру, пяти либо девяти, в зависимости от имеющихся «заслуг», от того, что человек преумножал — копил ли деньги, авторитет, власть (был стяжателем) или смысл существования видел в стяжании Духа, жил так,

Чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь
пространства,
Услышать будущего зов.
(Б.Л. Пастернак)

Удалось ли мне, оперируя метафизическим Нулем и первичной Единицей, выразить идею трансформации, проиллюстрировать на элементарном уровне кармическое взвешивание и в идеале — прояснить и упорядочить представления о Смерти, Перевоплощении и Рождении? Во всяком случае, попытка предпринята.

Автор: Р. Степанова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers