Что значит «быть в форме»? (И опять про маятники)

Что значит «быть в форме»? (И опять про маятники)

в ударе

«В ударе…»
«В форме…»
Каждому знакомы эти состояния. По существу, это одно и то же. Речь идет об оптимальных состояниях организма и психики. Разница лишь в продолжительности, во «временной шкале». «Удар» — это кратковременный взлет, измеряемый минутами — часами. «Форма» — это уже недели, месяцы, иногда годы.

Прекрасное самочувствие, уверенность в своих силах, максимальная продуктивность, максимальный успех — вот что несут с собой эти состояния, у кого бы, когда бы и в чем бы они ни проявлялись.

С физиологической стороны они заключают в себе две главные предпосылки: максимальный тонус общей активности и максимальный тонус положительных эмоций. На психологическом же уровне развивается своеобразная «цепная реакция успеха», или, если угодно, «цепная реакция вдохновения». «Аппетит приходит во время еды». Жажда достижений и уверенность в них растут прямо пропорционально уже достигнутому (если, конечно, нет стремления почить на лаврах). Эта психологическая настройка, естественно, еще более усиливает физиологический тонус. На этом фоне общего оптимума становятся оптимальными каждое решение, каждое действие. Соответственно развивается и прямо противоположная «цепная реакция неудач». Очевидно, в столь знакомых каждому «полосах удач» и «полосах неудач», помимо пресловутого закона парности случаев, с которым связывают везение и невезение, принимают участие психологические «цепные реакции». А самой глубинной «подкладкой», почвой для них, вероятно, служат прихоти ритмов физиологических маятников.

Почему, в самом деле, так часто бывают удивительно удачливы «конституциональные гипоманьяки или даже настоящие маниакальные больные в самом начале маниакальной фазы, в фазе «гипоманиакальности», когда еще сохранено критическое восприятие мира и самого себя, когда оптимизм и избыток активности еще регулируются? И почему так хронически не везет «конституциональным депрессивным», у которых невезение «написано на лице»?

Не является ли удачливость, помимо всего прочего, функцией хитро работающей, подсознательной интуиции, которая сама, без нашего ведома и к нашему удивлению, приводит нас туда, куда нужно? И разве не зависят наши удачи и неудачи от того, насколько мы их замечаем и как мы на них реагируем?

Самое разительное свойство оптимальных состояний организма и психики — трудноуловимая, малая подчиняемость произвольному управлению. Они приходят неожиданно, неожиданно и уходят. Они столь же зависят от внешних условий, сколь и от внутренних сдвигов, складываясь из взаимодействия того и другого.

…И есть ланит живая алость.
Печаль свиданий и разлук,
Но есть паденье, и усталость,
И торжество предсмертных мук…
(Блок)

«Самые опасные позиции — выигрышные»,— сказал Ласкер, и, как и во всяком гениальном изречении, смысл здесь многозначен. Если оптимальное состояние — это «выигрышная позиция», то она опасна по нескольким причинам — потеря бдительности, «головокружение от успеха», иногда и парадоксальный испуг от успеха, а кроме того — нет вершин без пропастей: подъем сегодня чреват падением завтра, так сказать, физиологически, если заглядывать вперед на достаточно длинный промежуток времени. Помимо всех внешних обстоятельств, причины наших взлетов и падений заключены в самой природе физиологических маятников — несомненной реальности нашей внутренней организации. Сама капризность вдохновения — лучшее свидетельство его материальной, физиологической подоплеки. Его трудно представить себе иначе, чем результат удачного «наложения» внешних влияний на «пики оптимума» кривых внутренних ритмов.

И вот возникает практическая проблема: можно ли управлять самому своими физиологическими маятниками? Как вести себя перед лицом этой постоянной изменчивости?

Как, например, распоряжаться своими психическими и физическими подъемами? Растягивать их, разумно сдерживая себя по принципу «тише едешь — дальше будешь», с тем, чтобы спад не был резким, чтобы кривая маятника была как можно более уравновешенной?

Или наоборот — «выкладываться»: раз уж пришел подъем, так использовать его на полную мощность, мало ли что будет потом?.. Тут нельзя дать категорического совета, тут каждый должен выбирать стратегию сам. Если подъемы и спады остаются в границах здоровья, то, пожалуй, нет смысла бояться расходовать себя на подъеме. Сама природа показывает нам, что для сбора любого урожая предназначено свое время. Во всяком случае, разумность того или другого подхода зависит от целей, которые вы перед собой ставите.

А как быть со спадами? Прежде всего — не отчаиваться. На подъеме все время находиться нельзя, не насилуя собственную природу. И если подъем не приходит, остается одно: ждать. Но выжидание не должно быть пассивным. Дожидаясь подъема, оптимума, вдохновения, надо либо полностью отдыхать, совершенно отключаться и расслабляться (а научиться делать это еще труднее, чем научиться работать. Впрочем, научиться расслабляться вам может помочь, например, хорошая музыка для медитации). Либо «укреплять тылы», делать черновую работу. Никто не гарантирован ни от спадов, ни от срывов, ни от неудач. Но достичь оптимального уровня, оптимального фона, на котором происходят неизбежные колебания, и до известной степени регулировать их размах — это во власти каждого человека, работающего над собой.

Автор: Владимир Леви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers