Как выбирали Далай-ламу

Как выбирали Далай-ламу

Маленький Далай-лама

Вот что мне поведал один из немногих живых свидетелей тех замечательных поисков командующий армией Дзаза Кюнсангсе. «Незадолго до смерти тринадцатый Далай-лама дал указания о том, как искать его посмертное воплощение. По кончине первосвященника тело его посадили в одном из залов Поталы в традиционной буддистской позе лицом к югу. На следующее утро заметили, что голова покойного сама собой повернулась лицом на восток. И монах-пророк — государственный оракул — во время ритуального транса бросил ленту в сторону восходящего солнца. Но иных знамений в течение следующих двух лет не было. Тогда регент, временно заменяющий Далай-ламу, отправился в паломничество к волшебному озеру По Хор Гъе.

По поверью, всякий, кто глядится вгладь святого озера, может увидеть там частичку будущего. Регент после долгих приготовительных молитв, увидел в озере отражение некоего трехскатного монастыря с золотыми крышами — и рядышком крестьянский домик с резным коньком. Получив божественную подсказку, регент вернулся в Лхасу и снарядил несколько экспедиций на поиски ребенка, в которого воплотился Ченрези. Тибетский народ живо интересовался этими приготовлениями, без Далай-ламы все ощущали себя беззащитными сиротами в окружении злых демонов.

Европейцы ошибочно полагают, что Ченрези переходит в новое тело немедленно после смерти предыдущего. По буддистской доктрине, до следующего воплощения могут пройти годы: все зависит от того, когда бодхисатва сочтет нужным покинуть райские поля и вернуться на землю в теле человека.

В 1937 году в указанном знамениями направлении — на восток двинулись несколько поисковых групп. В каждом караване было три ламы и один светский сановник с многочисленными слугами. Группа, к которой принадлежал рассказчик, со временем очутилась в китайской провинции Цинхай, где живет немало тибетцев и разбросано множество ламаистских монастырей.

Разведчики педантично прочесывали окрестности, приглядываясь ко всем местным мальчикам. Увы, ни один не отвечал признакам воплощения Ченрези. Как вдруг в одной местности тибетские разведчики увидели трехскатный храм — и рядышком крестьянский домик с резным коньком. Неужели?!

В трепетном предчувствии удачи три ламы и сановник переоделись в одежды слуг, чтобы не отпугивать простых людей своим богатым нарядом и иметь большую свободу действий — уловка обычная во время такого рода экспедиций. Покуда слуги, переодетые хозяевами, попросились на ночлег в крестьянский домик с резным коньком, покуда хозяева суетились, не зная, как приветить получше знатных гостей, четыре разведчика незаметно прошли на кухню. Навстречу им выбежал двухлетний ребенок. Гости нисколько не испугали его. Малыш смело подскочил к одному из лам, на шее которого висели четки тринадцатого Далай-ламы, вцепился в рукав его одежды и закричал: «Сера лама! Сера лама!» Тибетские разведчики онемели от удивления. Малыш не только угадал ламу в человеке, одетом слугой, но и назвал монастырь Сера, где обитал этот лама! Затем ребенок потянулся к четкам Далай-ламы и, когда ему их дали, немедленно повесил эти четки себе на шею. Тибетцы не могли не пасть ниц перед чудесным малышом. Сомнений нет! Перед ними воплощение божества! И все-таки следовало довершить проверку, выполнить все формальности ритуала.

Ламы

Несколько дней спустя они вернулись в крестьянский дом — в своем истинном облике. Они пояснили родителям мальчика, что видят в нем воплощение бодхисатвы и хотели бы проэкзаменовать ребенка. Крестьянина это нисколько не удивило: их старший сын уже был отдан в монастырь как воплощение. Мальчика разбудили, и тибетцы удалились с ним в комнату, где находился алтарь. Монахи приступили к проверке. Они предусмотрительно захватили с собой предметы, принадлежавшие тринадцатому Далай-ламе (такие предметы имелись у всех групп разведчиков). Сперва малышу показали четыре нитки четок. Мальчик, по прежнему нисколько не смущаясь общением со взрослыми, выбрал самые дешевые, старые и замасленные четки. Но выбрал верно: они принадлежали тринадцатому воплощению Ченрези.

Получив, наконец, свои четки, малыш стал пританцовывать от счастья. Точно так же он безошибочно опознал барабан, в который колотил в своей прошлой жизни, призывая слуг, и посох тринадцатого Далай-ламы (простой, старый, отвергнув роскошные палки, отделанные костью и золотом). И на теле мальчика имелись несомненные знаки: уши у него были необычайно оттопырены, на боках имелись две симметричные крупные родинки, следы того, что он имел когда-то лишнюю пару рук.

Маленький Далай-лама

Зашифрованное сообщение об удаче немедленно было передано по телеграфу в Лхасу — сложным путем, через Китай и Индию. В ответ пришли секретные инструкции: соблюдать тайну, предотвратить враждебные интриги, которые могут помешать успеху миссии. Четверка разведчиков поклялась на изображении бога Ченрези, что будет хранить молчание, и для отвода глаз продолжала освидетельствование мальчиков. Находка произошла на территории собственно Китая, и узнай китайцы, что Далай Лама обнаружен в их стране, они непременно выслали бы с ним войско, чтобы воспользоваться поводом просочиться в Лхасу. Тибетцы попросили правителя провинции продать им мальчика, так как есть основания думать, что он лама. Но это выяснится только в Лхасе, при сравнении многих кандидатов. Правитель запросил сто тысяч китайских долларов. Деньги были тотчас выплачены. Какой промах! Эта щедрость насторожила китайцев, и они потребовали еще 300 тысяч.

После долгого торга сошлись на половине требуемой суммы. И наконец, в конце лета 1939 года караван со святым мальчиком пустился в путь в Лхасу. Месяц спустя на границе Тибета караван встречал главный министр со свитой. Он передал малышу послание регента, в котором тот признавал его воплощением Авалокитешвары. Впервые тибетцы совершили все ритуальные церемонии, положенные при общении и встрече с Далай-ламой. Только теперь родители малыша, лишь подозревавшие, что их сын воплощение какого-то очень значительного Будды, узнали, что их отпрыск станет повелителем Тибета! (В целом же процесс выбора последнего Далай-ламы в чем то напомнил, то как некогда взошла на английский трон королева Джей, правившая всего 9 дней и впоследствии казненная королевой Марией. Далай-ламе тоже не судилось быть правителем Тибета долгое время, очень скоро туда нагрянули ведомые Мао-Цзедуном китайцы)

С этого дня малолетний Далай-лама раздавал благословения взрослым с такой ошеломляющей естественностью, будто умел это делать с колыбели. В Лхасу его внесли в золотом паланкине, при невиданном стечении народа. Люди были счастливы: шесть лет оставались они сиротами, шесть лет миновало со дня смерти предыдущего воплощения — из них почти два года Ченрези провел вне человеческого тела. В феврале 1940 года, во время Большого новогоднего празднества, было официально провозглашено воцарение нового, четырнадцатого Далай-ламы, и он получил все подобающие титулы: Святой, Заботливый и Преславный, Златоуст, Всепонимаюший, Всемудрый, Защитник Веры…

Всех умиляло поведение мальчика, которому не было и пяти лет. Он держался с достоинством малолетнего принца и без единой жалобы сносил многочасовые церемонии. А со слугами тринадцатого Далай-ламы малыш был так добр и приветлив, будто отлично помнил и знал их!».

Таков был вкратце рассказ главнокомандующего. В нем немало чудес, но народная фантазия расцветила историю массой красочных, но совершенно невероятных подробностей. Однако вернемся к аудиенции во дворце родителей Далай-ламы. Но уже в следующей статье.

Автор: Хайнрик Херрер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers