Суть тибетской медицины
Тибетская медицина строится на трех «началах». Что это за «начала»? Идет речь об учении, лежащем в основе тибетской медицины при диагностике и лечении. Три «начала» или основы жизнедеятельности человеческого организма — это «рлунг» (ветер), «мкхрис» (желчь) и «бадкан» (слизь). Как и в традиционной индийской медицине, основы жизнедеятельности связаны с понятием «движение», «огонь» и «размягчение». Эти понятия прочитываются на трех уровнях. Первый — собственно воздух, желчь, слизь в организме человека. Второй — все процессы в нем, как-то связанные с воздухом, ветром, желчью, слизью. Третий уровень — любые процессы (космофизические, природные), сходные по действию.
«Рлунг» (ветер), символизируя движение, энергию, дыхание, вообще жизненную активность организма, в этом качестве несет ответственность за работу кровообращения, пищеварения, выделения и обмена веществ. «Рлунг» тибетской медицины соответствует первоэлементу древнеиндийской натурфилософии — «прана» («воздух», «ветер»). Один из четырех ведущих элементов мироздания, он определяет и микрокосмические процессы в организме, является источником любого изменения и движения.
«Мкхрис» (желчь) соответствует первоэлементу «огонь», который символизирует тепловой и энергетический потенциал. У человека «желчь» обусловливает «естественное» тепло и поддерживает равномерную температуру тела, обеспечивает переваривание, усвоение пищи.
«Бадкан» («слизь») отвечает за вкусовые ощущения, обеспечивает взаимосвязь всех частей тела. Она соответствует первоэлементам «земля» и «вода», из которых «земля» символизирует универсальный строительный материал всего живого и неживого, а «вода» — универсальное связующее начало всего сущего.
Три «основы» жизнедеятельности организма обладают, по мнению тибетских медиков, не только физиологическими и биоэнергетическими, но и психологическими характеристиками. Совмещая в себе материальное и духовное, они отличаются определенным запахом и консистенцией, способны к движению. Так, «ветер» характеризуется упругостью, легкостью, подвижностью; в психической сфере ему соответствуют «страстность» и стремление к действию. «Желчь» масляниста, легка, обладает сильным запахом; в сфере психики она проявляется как «злость» (гнев) и накопление энергии к действию. «Слизь» тоже масляниста, нежна, но тяжела; в психической сфере ей соответствуют «невежество» (неведение), пассивность, торможение.
Как видим, три «начала» в организме находятся в состоянии динамического равновесия, активно взаимодействуя друг с другом. Они реагируют на изменения внешней среды — на суточные и сезонные ритмы, природно-климатические и социально-психологические условия, образ жизни и питание. Здесь мы подходим к теории равновесия начал как главному условию здоровья. Постоянно меняющийся, подвижный баланс трех «начал» обеспечивает единство внутренней среды организма, его нормальное функционирование. Нарушение этого баланса, когда одно из «начал» становится чрезмерно активным, или, напротив, пассивным, выступает причиной заболеваний. Эти понятия использовались для классификации различных болезней, их диагностики.
Например, излюбленным местом «рлунга» считали преимущественно тазовую область и поясницу, но при своем «расстройстве» он меняет местоположение. Болезни типа «рлунг» сопровождаются подавленностью, головокружением, шумом в ушах, сухостью во рту, жаждой, колющими болями в различных частях тела, чувством тошноты, болью после приема пищи, прозрачной, без осадков мочой. «Мкхрис» (желчь) избрала себе печень и желчный пузырь. Ее расстройства сопровождаются такими общими симптомами: у больного моча темная, стул жидкий, живот вздут. Нарушения, связанные с «бадканом» (слизью),— это верхняя часть тела — влекут за собой притупление мышления, сонливость, слабость, потерю аппетита; прием пищи вызывает рвоту и понос, моча светлая, но с запахом. Когда нарушены «рлунг» и «мкхрис», температура поднимается; если же расстройства этих «начал» дополняются еще и нарушением «бадкан», то тело больного охлаждается.
Что предпринимал в этих случаях тибетский врач? Прежде всего, он восстанавливал нарушенное равновесие, нормализовал активность и «количество» в организме человека того «начала», которое вызвало заболевание. С помощью лекарственных средств он стремился нормализовать деятельность функциональных и регулирующих систем жизненно важных органов. Одновременно следовало повысить и общую устойчивость организма к воздействию неблагоприятных внешних и внутренних факторов, активизировать защитные силы, чтобы усилить адаптационные, приспособительные способности пациента. Поэтому, наряду с лекарственными средствами, многокомпонентные препараты содержали вещества общеукрепляющие и стимулирующие. Внутренние резервы организма, мобилизованные на излечение заболевания, таким образом служили делу общей профилактики.
Теория, методы лечения и диагностики, лекарственные средства тибетской медицины даны в классических ее трактатах, написанных на средневековом тибетском языке. Естественно, они отражают стиль мышления и реалии удаленной от нас во времени и пространстве самобытной культуры, насыщенной мифологическими образами и религиозными понятиями. Лекарственные растения, препараты и их компоненты обозначены по-разному. К тому же многие принципы лечения передавались только устно, от учителя к ученику, и в письменных памятниках выражены аллюзиями, намеками, которые могут понять специалисты.
Это, естественно, затрудняет освоение опыта тибетской медицины современными европейскими медиками, осложняет адекватный перевод ее главных понятий на европейские языки, их истолкование в терминах западной культуры. Возможен ли диалог между этими медицинскими системами? Безусловно. Современный научный язык достаточно универсален и может с достаточной точностью описать любые понятия и явления, если подходить к ним объективно и непредвзято, не стремясь подогнать «иное» знание под имеющийся стереотип. Хотя теоретические положения и практические методы тибетской медицины весьма своеобразны, в ней есть и общее с европейской медициной. Пожалуй, даже можно сказать, что некоторые принципы тибетских медиков близки новейшим тенденциям современной медицины. Прежде всего — это идеи материального единства человека и Вселенной, целостности человеческого организма, идеи динамического баланса функциональных систем в человеческом организме и их связи и взаимодействия с процессами во вселенной. Проникая вглубь — вплоть до клеточного и молекулярного уровней, современная медицина в то же время не может увязывать эти данные с функционированием целостной системы организма, с действием природно-климатических, космических и других внешних факторов.
Методы иглотерапии, прижигания и массажа, основанные на восточных представлениях о биологически активных точках, сейчас получили признание. Экспериментально проверена эффективность некоторых методов и средств диагностики и терапии тибетской медицины. Не вызывает сомнений перспективность изучения богатейшего арсенала лекарственных средств тибетской медицины, которые в основном приготовлялись из естественного сырья. Они не только высокоэффективны, но и малотоксичны. Однако для их введения в практику требуются всесторонние экспериментальные исследования.
Изучение многообразного и противоречивого наследия тибетской медицины, в котором рациональное тесно сплетено не только с религиозно-магическими представлениями, но и метафорически-образными способами передачи знания, требует глубокого критического и вместе с тем взвешенного, диалектического анализа. К комплексному исследованию тибетской медицины должны быть привлечены как медики, биологи, психологи, так и историки, этнографы, культурологи, религиоведы, лингвисты. И вот почему. Освоение ее опыта нельзя сводить к выдергиванию и простому внедрению отдельных ее элементов, сколь эффективными бы они ни казались. Необходимо проводить исследования, стремясь максимально сохранить целостность системы, памятуя, что все элементы тесно взаимосвязаны и при фрагментарном подходе могут потерять изначальный смысл как части единого целого. Кончить же свои заметки нам хочется напоминанием целей медицины, которые указаны в «Чжуд-ши»: жить без болезни и излечивать болезни (свои); продление жизни; достижение совершенства в познании и благополучия в жизни; избавление от болезненных страданий всех живых существ… Разве это не совпадает с целями современной медицины?
Авторы: Н. Абаев, Н. Болхосоева.