Тайны воды
С древних времен люди пытались объяснить тайны воды. Сначала они связывали их с вмешательством богов, чьи подвиги воспевали в гимнах и воспроизводили в мифах и легендах. Древнейшие из таких рассказов были записано в Шумере (Месопотамия) примерно 4500 лет назад. В них речь идет о Вселенной, состоявшей исключительно из воды, из которой выросла космическая гора, соединяя землю с небом. Шумеры верили, что при творении мира состоялась битва между добрыми богами и богом адского мира, властителем первобытных вод Куром. Кур чем-то оскорбил богиню неба Эрешкигаль, которой помогал бог пресной воды Энки. На своей лодке Энки погнался за Куром. Тот приказал первоначальному океану поглотить пресноводного бога, однако Энки в конце концов победил.
Вавилоняне, перебравшие немало шумерских традиций, во время новогодних праздников распевали легенду про доброго бога Мардука, победившего богиню подземелья Тиамат. Легенда начиналась так: «Когда небо над нами не имело еще названия, когда не имела имени земля под нами, тогда первоначальный Апсу (огромное хранилище пресной воды), от которого родятся боги, и хаос в лице Тиамат (соленая вода будущих морей), которая их всех родит, в одно смешали свои воды…» («Энума Елиш» или «Семь таблиц творения», таблица первая).
Существование первобытного океана признается и в Ветхом Завете. Творение мира началось тогда, когда «тьма была над бездною, и Дух Божий носился над водою». Стоит отметить, что на древнееврейском языке слово «бездна» звучит как «Техом», а это довольно близко к вавилонской Тиамат. Побежденную Мардуком богиню первобытных вод Тиамат было разрезано пополам, и с тех половинок образовались атмосферная вода и вода подземная. «И взглянул тогда Бог в задумчивости на мертвое тело Тиамат, и решил вскрыть его, чтобы сделать что-то хорошее из него. Поэтому он разодрал его пополам, словно сушеную рыбину. С одной половинки сделал он покрытие для неба, изрядно приплюснул его и поставил стражу, чтобы не убежала вода вниз. Прошелся небом, проверил местность и как раз над Апсу устроил жилье для Нундинмуда» («Энума Елиш», таблица IV, 135-142).
Этот отрывок из «Поэмы Созидание» напоминает строки о распределении вод из Библии: «И Бог создал твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И случилось так. И назвал Бог твердь «Небо». («Бытие», 1, 6, 7).
Другую память о первоначальной бездне, явно связанную с первобытными водами, находим в мифах, записанных на глиняных ханаанских: таблицах, которые были найдены во время раскопок в Угарити, древнем городе на южном побережье Средиземноморья. В этих мифах отец богов Эль жил в Теомотайме у истока рек, что текли с двух пропастей. Похоже, что вавилонская Тиамат, ханаанская Теомотайм и еврейская Тахома являются символическими изображениями одной идеи, идеи хаоса, беспредельной пучины первичных вод, т. е. состояния, в котором жизнь невозможна. Эту же идею встречаем и в древнем индусском сочинении «Ригведа», где после победы, одержанной над драконом Вритрой, храбрый Индра рассекает горы и освобождает воду. (К слову неспроста издревле именно с водой были связаны многие народные приметы).
Первоначальная бездна
Есть основания считать, что эти мифы возникли еще в доисторические времена, прижились в Месопотамии, далее перекочевали к Хараппской цивилизации доарийской эпохи в северной Индии, а позже их усвоили и арийские завоеватели, которые поселились в этом крае во втором тысячелетии до нашей эры. Похоже и на то, что из Месопотамии эти мифы в течение протоистории проникали в Египет, благодаря чужеземным, очевидно месопотамским обладателям. Древние египтяне верили в существование первоначальной горки, которая выросла из глубин первичных вод именно в том месте, где стоял храм Атума-Ра в Гелиополисе. Во то время воды разносились во все стороны без конца и края. И когда бог Атум возник из воды, наступил порядок, появилась жизнь. А пока он был под водой, царил беспорядок.
В найденных в пирамидах древних текстах описано появление Творца из первобытных вод в виде огромного кольчатого змея. В космогоническом мифе бог индуизма Вишну, источник всего сущего, до создания мира покоится среди первоначального океана на спине тысячеголового змея Сеси. Пока он спал, из пупа у него вырос лотос, а в лотосе родился Брахма, который и создал мир.
Такие же взгляды находим в доэллинских мифах древней Греции. Хоть созидания в них приписывается женщине, находим там и знакомые темы первобытного океана и змея. Мать всего сущего Евринома голой выныривает из хаоса и, танцуя в одиночестве на волнах, разделяет небо и землю. И вот она поймала северный ветер, крутит его в ладонях и лепит из него большого змея Офиона. В мифах гомеровской эпохи, как боги, так и живые существа исходят из беспредельного Океана, опоясывающего Землю.
Шумер находился в Нижней Месопотамии около устья Тигра и Евфрата, где, бывало, в засушливые годы до рек и подземных водоносных слоев заходила соленая вода из моря. Сегодня мы умеем вычислять устье той или иной реки с учетом количества осадков в ее бассейне и предусматривать размеры отступа пресной воды и наступления соленой. А вот шумерцы не умели связывать наступления моря с высыханием рек. Они пошли другим путем, приписывая эти явления противоборству между Куром, богом первоначальных (морских и подземных) вод, и богиней южных ветров Ниунтрою. Согласно шумерской поэме, когда поднимается Кур, Тигр не поднимается, а вода в малых реках и тем более; начинается голод, потому как полям не хватает воды для орошения и там ничего не растет, кроме сорняков. Итак, Ниунтра находит решение: она возводит плотины для защиты рек от вторжения соленой воды. Теперь пресная вода в море не убегает, уровень ее поднимается, поля насыщаются влагой.
Так в своих предположениях древние люди установили — логичную, по их мнению, связь между природными катастрофами и техническими изобретениями. Король или инженер, который велел соорудить плотины, уже связывал между собой отступление реки и наступление моря, но еще не мог установить связи между падением уровня воды в реке и вызванной этим засухой и недостаточным количеством осадков в Загроских горах. Тем более инженер не мог связать наступление моря и общего повышения уровня океанов с климатическими изменениями, вызывающими таяние полярных ледников. Он только заметил нарушение сбалансированности между пресной водой Тигра и соленой морской водой и принял меры, чтобы этого больше не повторялось. А насчет объяснения, которое ему пришло в голову, то оно приобрело религиозную окраску, характера противоборства двух богов.
Продолжение следует.
Автор: В. Г.