Африканский театр
Африканский театр долгое время порождал замешательство и недоумение у тех, кто следил за его развитием. Вместо того, чтобы критически подойти к своему видению африканских форм театра, эти люди делали излишне поспешные выводы, считая, что эти формы лишь указывают на существование «дотеатрального» периода в Африке. Другими словами, они отдавали предпочтение нормам европейского театра на определенном этапе его истории.
Некоторые виды празднеств и других торжеств традиционной Африки носили театрализованный характер. Эти празднества, как правило, проводившиеся в связи с определенными событиями, носили религиозную окраску и имели неисчислимые социальные и экономические последствия. По существу, сложность четкого определения африканского театра состояла в том, что «драматические» моменты являлись частью полотна широчайшего жизненного опыта.
Любая попытка дать сегодня краткий обзор африканского театра связана с трудностями осмысления всех тех актов и жестов, всех тех ярких событий, которые находят в нем свое воплощение. И, тем не менее, попытаемся рассмотреть некоторые из наиболее показательных экспериментов в африканском театре, помня о том, что речь идет о явлении, которое в определенном смысле не имеет ни центра, ни периферии. Африканский театр существует в масштабах всего континента, поскольку театральные труппы много гастролируют, взаимовлияют и учатся друг у друга. Театральные коллективы работают практически в одинаковых условиях, поэтому эксперименты, как правило, носят весьма схожий характер, и деятели африканского театра, обдумывая перспективы дальнейшего развития, сталкиваются с более или менее одинаковыми проблемами.
Многие считают, что сегодняшний африканский театр зародился в школе колониальных чиновников Уильяма Понти в Сенегале в конце 30-х годов прошлого века. Однако это ограниченное, узкое суждение построено на чистой хронологии, поскольку то же самое можно сказать, например, о колледже св. Иосифа в Бельгийском Конго в колониальный период. Современный африканский театр выпестован рядом школ; через них проникли в Африку и некоторые образцы европейского театра.
По существу, театральное представление никогда не повторяется, поскольку каждый спектакль — это оригинальное, происходящее лишь сегодня представление, отличное от предыдущих, хотя и похожее на них. Традиционные спектакли в полной мере учитывали эту особенность и использовали все ее возможности. Вторжение письменного текста в африканский театр нанесло удар по этой концепции драмы.
Как уже отмечалось, первыми проводниками многих классических произведений европейского театра в Африке были учебные заведения. Другим каналом проникновения и довольно быстрого укоренения на континенте основ европейского театра была церковь. Самым ярким примером этого является, несомненно, кантата, типичная для таких западноафриканских стран, как Того и Гана. Эти театрализованные представления, в основу которых положены библейские сюжеты, трактуемые с учетом африканского социального и культурного контекста, сначала исполнялись в церкви, а затем вышли за ее стены и завоевали более широкую аудиторию.
Африканский театр основывается на дуалистической традиции. С одной стороны, он во все большей степени обретает тенденцию воспринимать элементы западных форм, а с другой — он близок местным или региональным традициям. Используя старинные мифы, сказания, песни, маски и костюмы, а также воспринимая различные внешние влияния, он таким образом постоянно обновляется.
«Театр в Западной Африке действительно находится в движении, — говорит Алэн Рикар, — он использует местные языки, не всегда основывается на письменном тексте, а нередко вообще обходится без него. Драматические произведения, написанные на европейских языках, оказались в парадоксальном положении. Они, как правило, используются для обучения этим языкам школьников. В результате пьесы утрачивают театральность и становятся школьным упражнением по стилистике».
Несмотря на влияние классических произведений европейского театра и растущее количество пьес, созданных африканскими авторами, связь между африканским театром и драмой письменной культуры весьма противоречива. Поэтому параллель, проведенная Сенуво Агботой Зэнсу (Того) между concert party и комедией дель арте, представляется вполне обоснованной. Комедия дель арте появилась в Италии в результате отделения от commedia sostenuta (формы, связанной с драматическим произведением). Concert party, как и комедия дель арте, основана на импровизации, на актерской способности владеть пластикой и словом; текста, который направлял бы его игру, нет. В concert party, хотя и происшедшей от kantata, также нет печатного текста, которым необходимо руководствоваться по ходу действия или представления. Поэтому драматический эффект не диктуется письменным словом.
Наряду с такими языками, как английский и французский, на которых написано много драматических произведений, на театральную сцену постепенно проникают и другие языки. Из нового материала оформляется новый вид драматической риторики. Слова Бернта Линдфорса о том, что в Кении «устные формы выражения оказывают более сильное воздействие, чем письменные», могут быть отнесены к Африке в целом.
Связь между африканским театром и письменным текстом — это истинный клубок неясностей. В ней отражаются все вопросы, связанные с трансформацией наследия, и в последние годы ставшие в центре внимания таких трупп, как театр Роккадо-Зулу под руководством Сони Лабу Танси в Конго, Театр Котеба под руководством Сулеймана Коли из Берега Слоновой Кости, Театр Мвондо в Заире и многочисленные театральные труппы йоруба в Нигерии.
В ранний период современного африканского театра постановки были отмечены бездумным и бесплодным подражанием европейскому театру. Парадоксально, но именно в это время на Западе появлялись новые перспективы благодаря открытию неевропейского драматического искусства. Поль Клодель изучал японский театр, Антонен Арто — балийский, а Бертольт Брехт — китайский.
В 1935 г. в работе «Театр и его двойник» Арто отмечал, что ««открытие балийского театра дало ему возможность придать физический и несловесный характер театру, где все происходящее на сцене наполнено драматизмом независимо от написанного текста, в отличие от известного нам на Западе театра, связанного и ограниченного текстом». Это замечание, между прочим, помогает также понять, почему некоторые люди пытались на протяжении столь долгого времени утверждать, что африканский театр не существует, — они были неспособны признать, что появление «галактики Гутенберга» связано с тем значением, которое придавалось написанному тексту в господствовавшей в европейском театре концепции. Достаточно лишь взглянуть на Сулеймана Коли в работе, чтобы понять, как далек он от такого подхода. Он объяснил, что ставит пьесы, в которых «мало текста, обилие пластической выразительности, танцев, музыки, песен». Пьеса порой превращается в музыкальную комедию.
Сегодняшний африканский театр во многом отличается от традиционного театра. Преобразование традиционного театра было ускорено процессом, который французский историк театра Марсель Детьен назвал истинной «секуляризацией». Театр в прошлом носил на себе печать священных ритуалов. Рождение современной драматургии произошло в то время, когда ритуальные аспекты определенных традиционных форм драматического выражения становились менее явными.
Новые решающие социальные и исторические факторы, в т. ч. порождаемые интенсивным процессом урбанизации, проходящим в Африке в течение последних десятилетий, породили формы такой театральной деятельности, которая концентрируется в основном в городах, оказывая лишь спорадическое воздействие на сельские районы.
Кроме того, урбанизация изменила материальные условия, в которых ставятся спектакли для зрителей. Постоянно работают лишь очень немногие театры. Спектакли идут нередко на импровизированной сцене (в кафе, школах, на площадях). Само по себе существование театров, независимо от их числа, требует от деятелей театра поиска новых форм работы. Даже странствующие труппы Нигерии, которые, по-видимому, становятся профессиональными (они регулярно совершают турне по одним и тем же маршрутам), сталкиваются со все более острыми проблемами постановки пьес. Если огромная роль режиссера была признана в Европе еще в XIX в., то в Африке ему еще предстоит сказать свое слово. За пределами «официальных» театров (таких, как театр Даниэля Сорано в Сенегале) нелегко найти удачные решения проблем постановки и сценического оборудования. В Африке театр по рукам и ногам связан недостатком материальных средств.
Что касается реакции аудитории, то наибольший интерес вызывают постановки на местных языках таких трупп, как котеба в Мали и йоруба в Нигерии. Такие формы вовлекают зрителей в происходящее на сцене, и в этом отношении особенно успешны постановки под открытым небом.
Таким образом, урбанизация не заглушила роста новых форм театрального искусства в Африке. Посредством этих новых форм сегодня создается новая эстетика. Африканский театр — это театр эксперимента.
Автор: Анж-Северен Маланда.