Мукха: ритуальные маски в Ассаме
В штате Ассам игру актеров в масках, или мукха, в основном можно увидеть во время праздников, связанных с культами Вишну и Кришны. Эта традиция берет свое начало в «Бхагавата-пурана», которую со времен Шанкарадевы проповедовали средствами песенного и драматического искусства. Таким образом, зрители наблюдают синтез музыки, танца, диалога, поэзии, народного искусства и местных обычаев. Вся деятельность, связанная с постановкой бхаоны — так называется театрализованное представление в масках, — отмечена атмосферой праздничности, будь то торжества по случаю Раслилы, Джанамаштами либо годовщина рождения или смерти вишнуитских святых и настоятелей вишнуитских монастырей в Ассаме. Представления обычно устраивают в молельнях или вырастающих повсюду временных павильонах.
В Ассаме деревянные и бамбуковые маски используют еще и в различных пантомимах и ритуальных танцах, но самые изощренные маски встречаются все же в представлении бхаона. В нынешнем виде бхаоны представляют собой сочетание диалога, музыкального повествования и религиозной проповеди, причем последняя является наиболее важной, так как имитация деяний Кришны составляет часть молитвы. В этом смысле представление выходит далеко за рамки обычного развлечения как для актеров, так и для зрителей, которые с увлечением следят за происходящим на сцене до самого утра.
Как правило, спектакль начинается поздно вечером с рождения Кришны, его раннего детства и идет всю ночь до утра, когда Кришна с пастушками исполняют танец в Бриндаване, символизирующем рай, после того, как обретают мукты — освобождение от страданий, — это и есть основная мысль представления. Традиция бхаона пережила века, и вместе с ней сохранилось искусство изготовления масок. Его передают по наследству от отца к сыну, от учителя к ученику в стенах монастырей, являющихся хранителями этого ремесла и вида драматического искусства. Мастера, делающие маски, не принадлежат к какой-либо касте, но в большинстве живут в монастырях или как-либо связаны с ними.
К наиболее деятельным мастерам в этой области относится Гопи Канта Маханта, помощник настоятеля в монастыре Хатпар на севере Ассама. Ему уже за восемьдесят, но работы его по-прежнему отличаются жизненной силой. О своем искусстве он рассказывает с воодушевлением. Маханта научился ему у своего деда, а сейчас обучает сына и внуков. Несмотря на свои годы, он активно трудится и даже принимает заказы от других монастырей. Мне посчастливилось увидеть мастера за работой над новой серией масок. В основном они делаются из таких простых материалов, как дерево, бамбук и тростник. Бамбуковые и тростниковые маски делают тем же способом, что и корзины, которые плетут в каждой ассамской семье.
Бамбук — материал гибкий, и при первоначальном сплетении тонко расщепленных полосок бамбука постепенно возникает основа маски, и она обретает форму. На готовую основу слой за слоем накладывают обмокнутые в клейкую глину кусочки тонкой ткани, до тех пор, пока они не покроют всю маску, после чего ее сушат на солнце.
Полувысохшей маске придают черты лица с помощью смеси из глины и коровьего навоза. А уши получаются из кусочков бамбука, прикрепляемых с боков. Затем на маску накладывают еще один слой ткани, пропитанный в глине, и высушивают ее на солнце. Затем маску обрабатывают ровным кусочком бамбука, разглаживая поверхность. Для волос, бровей, усов, бороды берут джут или древесную кору. Теперь маска готова для раскрашивания. Наряду с красками, встречающимися в природе, сейчас используют и химические красители, в результате маски получаются яркими, броскими и запоминающимися. На изготовление одной маски уходит от десяти до пятнадцати дней.
Маски бывают разных размеров: одни прячут только лицо, другие целиком скрывают актера. Хранятся такие маски в особых помещениях молелен и монастырей завернутыми в ткань и подвешенными на деревянных балках. Дерево — материал твердый, и маски из него выглядят проще и грубее. Дерево выбирают с тыльной стороны маски, чтобы исполнитель мог надеть ее на голову. Черты лица делают очень рельефными, что производит нужное впечатление на зрителей. Взгляд у таких масок получается пронизывающий и устремленный в одну точку, но в выразительности они теряют. Обычно такие маски расписывали красным и желтым с добавлением черного и белого цветов, но большинство дошедших до нас деревянных масок утратило первоначальную раскраску.
Деревянные маски являются своеобразным продолжением бесконечного множества скульптур и разных изображений из дерева, которые встречаешь почти во всех вишнуитских монастырях. Эти свидетели далекого прошлого поражают своим разнообразием и выразительной непосредственностью. В наши дни деревянные маски постепенно исчезают, а вот маски из бамбука по-прежнему во множестве делают к вишнуитским праздникам. Другие художественные формы вишнуизма утратили свое значение, а бхаоны продолжают пользоваться большой популярностью в народе. Надо надеяться, что и сами праздники, и связанное с ними ремесло останутся распространенной формой досуга, выходящей за религиозные рамки, что обеспечивает их жизнеспособность как вида искусства.
Автор: Каколи Баркаоти.