Осташков – город художников. Часть первая.
Осташков – кажется в этом неярком слове выразилась сама суть российской уездности, словно вся российская глубинка воплотила в этом слове свою многовековую заштатность, заброшенность, оставленность: Осташков. Что-то конкретное это название значит лишь для местных жителей, для туристов-байдарочников, любителей отдыха в красивых малодоступных местах Селигера, для искусствоведов – специалистов по региональным художественным школам и традициям, для историков церковной жизни. Разрозненность истории, культуры, искусства и природы этого места мы решили соединить в единое целое, чтобы может быть, впервые представить: что же такое Осташков в своей исторической полноте и вневременной красоте.
Об уникальности художественной жизни Осташкова свидетельствует уже статистика XVIII века. «Генеральное соображение по Тверской губернии за 1783—1784 годы», в разделе о «цеховых разных художеств и рукоделий» сообщает: «в Твери — 4 резчика, 11 иконописцев, в Кашине — 1 иконописец, в Калягине — 3 иконописца, во Ржеве — 2 иконописца, в Торжке — «иконописцев и золотарей» — 22, в Осташкове столяров и резчиков — 30, живописцев — 42″ (!). Статистика, касающаяся цехов — объединений по профессиям, сообщает лишь количество активно работавших местных мастеров. В нее не вошли приезжие художники, часто исполнявшие здесь заказы, а также многочисленные ученики, подмастерья, представители иных художественных специальностей. Творческие профессии были здесь наследственными и переходили из поколения в поколение. Известны целые династии осташковских ювелиров, резчиков, живописцев — Уткины, Верзины (Березины), Волковы, Митины-Потаповы, Колокольниковы, Конягины, Глазухины, Шолмотовы.
Осташковские художники славились по всей России. Их приглашали для живописных работ в Петербург, Москву и другие города. Уже в XVII веке осташковцы были известны как мастера «персон» и привлекались для исполнения работ в Москву. Так, в «Титуляриик» 1672 г. по указу царя Алексея Михайловича портреты писали Иван Максимов, Дмитрий Львов, Макарий Потапов и Федор Юрьев. Макарий Потапов — осташковец, самый известный мастер из династии Митиных-Поталовых. Осташковские резчики, иконописцы, позолотчики, мастера по художественной обработке металла, каменщики и «древодрели» создавали оригинальные произведения, с чертами неповторимого духа и стиля.
Осташков, в силу пограничного положения, в XVIII веке оказался более чуток к новым веяниям в искусстве, к синтезу резной пластики и живописи. Давние, тесные контакты с западнославянским миром, Литвою с их культурой барокко, обусловили здесь развитие церковной скульптуры, лепнины, обильного резного декора ранее, чем в целом по России. Школа резчиков была заметной в городе. Создавались полюбившиеся в православных храмах скульптурные композиции «Голгофа», изображения Христа в темнице, Богоматери, св. Николая, апостолов Петра и Павла и других святых, резалось много рельефных икон. Скульптура была многоцветной раскрашенной или золоченой, когда раскрашивалось лишь личное (лики, руки, незакрытые одеждой части тела). Применялись и забытые ныне техники цветной позолоты. Декоративная резьба иконостасов отличалась обилием завитков, картушей, гирлянд, насыщалась резными херувимами, серафимами, скульптурками ангелов.
Осташковские резчики стали создателями оригинальных изображений св. Нила Столобенского. Первый иконописный «портрет» святого был создан в Ниловой Пустыни монахами Вознесенского монастыря, что под Тверью, мастерами Иовом и Нифонтом в 1596 г. по рассказам очевидцев. В дальнейшем иконографические типы изображения святого разрабатывались осташковскими художниками в иконописи и даже в малой пластике, что было уникальным для церковных традиций России явлением.
Резные скульптуры св. Нила появились, видимо, вскоре по образованию монастыря. Был создан своеобразный пластический канон, отразивший глубокое содержание схимнической молитвы. Святой представлен в монашеских одеждах, голова его несколько склонена, руки покоятся на коленях. От долгого стояния тело провисло на крюках-костылях, чуть согнулись ноги, создавая впечатление, что святой сидит. Встречаются типы и с нарушением канона, где святой представлен сидящим на колоде.
До наших дней сохранились отдельные уникальные произведения, создававшиеся для храмов. Скульптура св. Нила из Знаменской церкви Осташкова — выдающийся памятник местной школы резьбы. Великолепны большеформатные фигуры Нила из собраний Тверского, Осташковского, Торопецкого музеев. Небольшие статуэтки предназначались для домашних алтарей — «красных углов».
Святой Нил особо почитался как целитель ног. Среди сохраненных преданием его чудес есть и спасение на воде. Поэтому ему поклонялись, как и св. Николаю, путешествующие по воде, по лесным заболоченным тропам. Почитание св. Нила было широко распространенным, поэтому его изображения, особенно резные, пользовались большим спросом. Иконописцы и резчики работали в самом монастыре, а также по заказам монастыря в Осташкове. Со временем изготовление резных статуэток и рельефов стало распространенным крестьянским промыслом. Летом заготавливали материал, зимой резали «белье», ближе к весне, к празднику св. Нила производилась раскраска.
Осташковский художественный стиль, возможно, ярче всего проявился в церковном искусстве — резьбе, росписях, иконописи. Иконы осташковских мастеров отличаются народными мотивами, жизнерадостным колоритом, живописной нарядностью, цветистостью.
Осташковские иконописцы создали множество типов икон с изображением св. Нила, в которых отражены не только чудо явления святого, но и родная природа, красота бора на острове Столобном, прекрасный архитектурный ансамбль обители. Иконы с изображением Нила Столобенского с Ниловой Пустынью часто поразительно красивы в передаче пейзажа, всегда наполненного особой жизненной убедительностью.
Икон с изображением Нила Столобенского, как и его резных фигурок, изготавливалось великое множество как в Осташкове, так и в округе. Их продажа обычно приурочивалась ко дню памяти святого, празднование которого было одним из главных событий в жизни города. Ежегодно 27 мая флотилии лодок отправлялись в монастырь из Осташкова, на берегах у пристаней толпились богомольцы, прибывшие из дальних и ближних мест. Почти каждый увозил из монастыря живописное или резное изображение чудотворца. Имели широкое хождение и гравюры, и характерные для многих монастырей миниатюрные «карманные» образки, исполнявшиеся и в скорописной обобщенной манере, и с педантичной тщательностью в деталях. А еще наряду с резными иконками святого Нила Столбенского активно изготавливались и продавались и всевозможные деревянные игрушки для детишек. Вообще тогда детки не были особо балованы всякими игрушками, и даже понятия не имели, как это можно купить игрушки в интернет магазине, так что 27 майя, день этого святого был окрашен для тамошних детишек особой радостью.
Автор: Валерия Гершфельд.