Православная иконография — Рождество Христово
Полог небес усыпали звезды. Спит Вифлеем, погруженный в безмолвие. Затих дневной шум, улеглась суета. Яркая, вспыхнувшая на востоке звезда плавно движется по небу. Она светит особенным, немерцающим светом. Ее серебристые лучи пронзают ночную мглу, пронизывают светом окрестности Вифлеема. Богомладенец в убогих яслях… Мы видим Его на иконе «Рождества Христова». Дыхание жизни как будто едва теплится в беззащитном ребенке, и наша мысль изнемогает в смущении. «Тот, Кто одним словом Своим распростер Небеса, ныне входит в убогий вертеп и полагается как Младенец Тот, Кто дает жизнь младенцам!..».
Богомладенец лежит в убогих яслях, в кормушке для скота… «Нас ради, людей, сшедший с Небес и воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы…» Какой поразительный пример смирения, любви и сострадания! То ли не укор нашему себялюбию и пренебрежению к другим…
Как символ разверзшихся земных недр — может быть, самой преисподней — предстает перед нами на иконе Вифлеемская пещера. Зияние пещеры страшит, в апокрифах сказано, что она была подземной, «куда никогда не проникало солнце и где никогда не было света, ибо тьма постоянно пребывала там».
Но ныне здесь Богомладенец, и зияние тьмы побеждается сиянием света. Ныне Вифлеемская пещера — духовный центр земли, средоточие наших надежд, ибо она являет рожденного в мир Бога, возвращает людям утраченный рай! Солнце Правды — Христос — явилось в мир и осветило, прежде всего, мрак преисподней! Поистине это напоминает и предваряет нисхождение Спасителя в ад перед Воскресением.
Святой Иосиф изображен на иконе в правом нижнем углу. Он сидит задумавшись. Перед ним — загадочная фигура. «Дух отрицанья», «дух сомнения», «злой дух искуситель» — так именуют его в искусствоведческой литературе. Русский «Иконописный подлинник» называет эту фигуру одним из пастухов: «Иосиф Обручник на камени сидит… а перед ним стоит пастырь, сед, брада (как у) Иоанна Богослова, плеша, риза козляти мохната». Известный немецкий искусствовед Конрад Онаш полагал, что здесь изображен пророк Исайя. Можно предположить и другое: фигура олицетворяет сомнение святого Иосифа Обручника в тот момент, когда его человеческое мышление не способно проникнуть в тайну девства Матери-Девы. Прибегая к антропософской терминологии, это — его собственная «мыслеформа», порождавшая душевные сомнения и внутренний разлад с самим собой. Но теперь эти сомнения ушли.
Оставив Деву Марию в пещере, святой Иосиф Обручник пошел в Вифлеем искать повитуху (повивальную бабку). В это время вся природа замерла в ожидании величайшего чуда.
«И увидел он небо остановившимся, и птицы задержались среди полета своего…» (апокрифическое «Евангелие от Иакова»).
Когда святой Иосиф возвратился, пещеру окружало лучезарное облако. Войдя вместе с повитухой Геломой, Иосиф увидел Пресвятую Богородицу, кормящую Богомладенца… «Господь родился так тайно и так смиренно, что мир совсем не знал о Рождестве Его: не знал мир, потому что Он и без отца рожден, и зачат сверхъестественно» (святой Амвросий Медиоланский).
Пресвятая Богородица изображена в центре иконы. Она покоится на пурпурной ткани, символизирующей Ее покой и славу как Матери Богомладенца. Позади Нее — отверстая пещера. Здесь сближены образы рождающей Матери (Девы) и рождающей земли, это является и лейтмотивом всей службы Рождества Христова: «Дева ныне рождает Существующего прежде всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному…»
Если следовать апокрифу, то Пресвятая Дева Мария изображена на иконе на третий день после Рождества Христова, когда Она вышла из пещеры, вошла в хлев и положила Младенца в ясли; вол и осел поклонились Ему.
Апокрифы сообщают, что Пресвятая Дева Мария и святой Иосиф ехали в Вифлеем на воле и осле.
В Евангелиях эти животные не упомянуты, но о них говорит пророчество Исайи: «Вол знает Владетеля своего, и осел — ясли Господина своего» (Ис. 1,3). На русских иконах обычно вместо них изображают корову и коня.
В левом нижнем углу иконы — сцена омовения Богомладенца. Оно было совершено повитухами Геломой и Саломеей. Первая сразу же засвидетельствовала чудесное и безболезненное рождение Младенца Иисуса от Матери, оставшейся Девой; вторая, усомнившись, ощутила «пожирающий огонь» в кисти руки. Саломея была исцелена, взяв, по совету Ангела, Богомладенца на руки (по другой версии — прикоснувшись к краю Его пелен). На иконе она изображена уже после исцеления.
В левом верхнем углу иконы — волхвы, древние «посвященные», спешат поклониться Великому Посвященному. Волхвы — Мелхиор, Гаспар и Валтазар, которые, по преданию, были потомками Сима, Хама и Яфета, представителями трех человеческих рас,— принесли в дар Богомладенцу золото, ладан и смирну.
Нержавеющая чистота золота символизирует преображение земли, всего физического мира, которое наступило с пришествием Христа. Благовоние ладана возносится к Небу, как возносятся человеческие души на свою небесную родину; душа крылата, она сродни Ангелам, она возлетает к Престолу Божию в молитвах и богомыслии. Смирна — погребальное миро любви. Верующие в Христа должны принести Ему не только жизнь, но и смерть свою, чтобы в Нем воскреснуть…
Принеся эти дары, символизирующие веру, любовь и дела милосердия, силой которых должны быть преображены стихии мира, волхвы поклонились Младенцу Иисусу как Царю Небес, Богу и Человеку. Они поклонились Спасителю в надежде на то, что разделенное ныне человечество будет некогда соединено в Царстве Божием, где нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, но все составляют вселенское братство.
Автор: Валентин Никитин.
P. S. А еще подобные иконы являются весьма ценными объектами не только для искусствоведов, но и различных воришек, которые были бы не прочь продать их где-нибудь на черном рынке. Поэтому очень важно позаботится о безопасности, пусть у вас дома и не хранятся ценные иконы, но даже если есть другие ценные вещи, стоит хотя бы приобрести хорошие жалюзи на окна. Тем более что качественные жалюзи сейчас можно приобрести, например, в Одессе на сайте http://proem.in.ua/одесса. Ну а позже можно будет подумать и о более продвинутых средствах защиты.