В поисках гармонии — индийское искусство
Традиционное индийское искусство глубоко религиозное: каждая сторона жизни приобретает в нем сакральное значение. В живописи и скульптуре Индии изображаются люди, деревья, цветы, птицы, все формы материи, но ни одна не обладает красотой ради красоты: все получили красоту от божества, которое они воплощают и которое открывается только посвященным.
«Натьяшастра», написанная около VI века до нашей эры, — древнейший индийский трактат о прекрасном. Мудрый Бхарата здесь провозглашает первую засаду, раза, или «удовольствия», которую он определяет как глубокое и устойчивое чувство. Он различает разные раза, вызванные искусствами, в основу которых положены то эротика, то комизм, то патетика, то гнев, то ужас, то отвращение, то прекрасное.
Чтобы почувствовать раза, зритель должен полностью абстрагироваться от самого себя. Он должен быть в состоянии внутренней чистоты и равновесия, отречься эгоистического чувства — тогда созерцание даст наслаждение. Узреть божественное — это освободить душу для истины. Нельзя сводить раза, как катарсис древних греков, только к очищению, очистки чувств: зрителя не пленяет приятная реакция от созерцания, он хлынет дальше в беззаботность.
Путь к такому высшему состоянию чистого созерцания лежит через большое отречение и глубокое умственное усилие. Эстетическая деятельность, как и йога, является умственным аскетизмом, опирающаяся на практическое отмежевание от всего постороннего. Ощущение, проснувшиеся произведением искусства, не относятся ни художнику, ни интерпретатору, ни зрителю, а тому, кто сумел преодолеть свои страсти и достичь абсолюта. Как говорил Ананда Коомарасвами, «всякое знание, всякая истина абсолютные и бесконечные: их следует не создавать, а открывать».
Индийский художник, предпочитая изобразить богов, исходит из позиций, прямо противоположных антропоморфизму искусства древних греков. Он не уходит от созерцания и анализа физических черт, а прибегает к медитации и интуиции. Каждое божество индийского пантеона символизирует совокупность религиозных концепций. Внешний вид божества является только носителем его духовного выражения. Индийских богов и богинь изображают со многими головами и многими руками, потому что они воплощают абстрактные и вечные идеи, не имеющие аналогов в природе.
Один из индийских идеалов божественной формы соответствует традиционному понятию героя или сверхчеловека. В «Махабхарате» он приобретает идеализированную форму воина, ставшего непобедимым после того, как много раз одолел царя зверей. В конце концов, он даже физически уподобился своему противнику: широкая грудь, мощные плечи, длинные мускулистые руки, контрастирует с широкой шеей. Это львиное подобие в индийском искусстве стало символом физической силы. А вот быстрота, еще одно необходимое для охотника качество, символизируется ногами лося или газели, которые часто можно увидеть в буддийском искусстве, в частности на фресках Аджанты и в скульптурах Амаравати.
Индийское искусство, безразлично индусское оно или буддийское, никогда не изображает богов, достигших мудрости благодаря аскетизму, как христианские святые с истощенными телами и впалыми щеками, а наоборот — статными, с гладкой кожей, округлыми и мощными телами. Если дальневосточные божества чаще всего находятся в мирных садах, где земля устлана лепестками весеннего цвета, идеал индийской красоты — среди небесного одиночества Гималаев, воплощающие бесконечность.
Индийская концепция прекрасного опирается на различие между удовольствием и блаженством (ананда), о котором Бхагавадгита говорит, что оно является сутью прекрасного.
Удовольствие — чувство индивидуальное и эгоистичное, случайное и относительное, тогда как блаженство открывает ворота абсолютного и бесконечного. Если удовольствие мимолетное, то блаженство — это наполненность, уравновешенность и мир. Ни «Рамаяна», ни «Махабхарата» не заканчиваются победой добра над злом, добрых над злыми. А почему это так? Герой не стремится получить царство этого мира, он стремится достичь состояния совершенства, что является единственным путем к возможной последующей жизни. Это сказывается на прекрасных фресках Аджанты: мы видим цивилизацию, где конфликт между духом и материей находит решение в красоте.
Автор: Ромен Майтри.
P. S. Также многие индусы разными фрагментами индийского религиозного искусства, например той же статуэткой Шивы украшают свои автомобили. И к слову подумалось, может ли какой-нибудь наш мастер сервис магазин, специализирующийся на торговле автомобильными аксессуарами включить в свой ассортимент различные маленькие предметы искусства, которые будут украшать автомобиль.