Психология цвета
Говорят, на вкус, на цвет — товарища нет. И правда, порой так расходятся «цветовые» вкусы людей. Но во всем ли они расходятся? Можно ли выделить некие свойства того или иного цвета и определить, что стоит за ними? Давно известно, что настроение, самочувствие человека во многом зависят от цветовых оттенков окружающего его внешнего мира. Это свойство цвета широко используется в религиозных обрядах. Знают о нем, разумеется, и художники. Однако так же давно отмечено, что один и тот же цвет в различных религиях, культурах, в творчестве различных художников может нести разные смысловые значения. Скажем, Гёте считал желтый цвет веселым, сулящим надежду, а вот Кандинский полагал, что ярко-желтый подобен пронзительному звуку горна над вашим ухом, цвет этот уместен при изображении бреда.
Так существуют ли общие закономерности цветового воздействия или все зависит от личностного восприятия, от характера человека? В середине прошлого века швейцарский психолог Макс Люшер занялся исследованием этой проблемы по соображениям весьма прагматичным — по заданию одной из рекламных фирм. Он установил, что то, как человек воспринимает цвет, определяется, с одной стороны, объективным значением цвета, общим для всех людей, независимо от пола, возраста, социального статуса и индивидуальных предпочтений. Кроме того, восприятие цвета связано со средой нашего обитания. Так, северные народы, живущие в снегах, различают десятки оттенков белого, европеец может узнавать не менее шести цветов, а есть народы, которые пользуются всего двумя названиями цвета.
Субъективное же отношение человека к цвету определяется уже не историей человечества, но историей человека и его эмоциональным состоянием. Физиологический механизм этих явлений выяснен в настоящее время только частично. От глаза к промежуточному мозгу ведет вегетативная нервная система, управляющая цветовым раздражением. Промежуточный мозг через гипофиз и нервную систему регулирует взаимодействие органов. Если регуляция настроена на ускорение и повышение функциональной зависимости, то состояние возбуждения нервов соответствует частоте колебаний красного цвета. Если вегетативная нервная система настроена на замедление успокоение и отдых, то ей соответствует темно-синий цвет. И те, кто возбужден, бессознательно предпочитают темно-синий цвет, а возбуждающий красный отвергают: нервная система требует отдыха.
Установлено, что четыре основных цвета — синий, зеленый, красный и желтый — связаны с главными психологическими потребностями человека.
Так, синий символизирует потребность в удовлетворенности, привязанности, покое; зеленый — в самоуважении; потребность действовать и добиваться успеха символизирует красный; а удовольствие от процесса действия и надежды — желтый. Предпочитаемые нами цвета определяют наши насущные потребности и способ их достижения. Тот же, кто отменяет основной цвет как несимпатичный, испытывает страх перед тем воздействием, которое оказывает этот цвет на его чувства.
Для определения эмоционального состояния человека Макс Люшер разработал несколько вариантов цветовых тестов, в которых предлагает указать предпочтительные цвета и несимпатичные. Наиболее распространен восьмицветовой тест, включающий кроме четырех основных цветов — фиолетовый, коричневый, черный, серый.
Попробуем, используя восьмицветовой тест, соединить наши традиционные представления о цвете с той физиологической и психологической потребностью, которую этот цвет выражает.
СИНИЙ
Этот цвет связан с физиологической потребностью в покое и с психологической потребностью в удовлетворенности. Кандинский пишет «Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхчувственному. Синий — это типично небесный цвет. Он развивает элемент покоя. Гете говорит, что синий «влечет нас за собой» В Древнем Египте этот цвет был отдан богу Амону. Зевс и Яхве ставили свои стопы на лазоревый камень, плащ скандинавского бога Одина всегда синий (как и плащ Девы Марии). Часто и поучающий Иисус изображается в синем облачении…
Синий цвет — цвет верности, мудрости, спокойствия, ночи, бесконечности, цвет Синей птицы и интуиции. Тот, кто постоянно отвергает синий цвет, лишен удовлетворения и покоя.
ЗЕЛЕНЫЙ
В этом цвете сочетаются возбуждение желтого и покой синего. Статичный по природе, зеленый содержит в себе потенциальную энергию скрытого внутреннего напряжения, которая связана с психологической потребностью человека в самоуважении. Именно зеленый цвет выражает отношение человека к себе самому. Различные оттенки этого отношения — от «тоски зеленой» до нежно-зеленого цвета природы, расцвета, возрождения. В христианской символике это цвет середины, равноудаленной от синих небес и красного ада, цвет ожидания возрождения. Крест Христов как символ надежды и спасения часто представляется зеленым, а святая чаша Грааль — изумрудной. В исламе зеленый цвет — это цвет строгого и справедливого пророка. А зеленый изумруд многим представляется самым сильным средством против всех слабостей и болезней человеческих… Постоянный выбор зеленого цвета может означать повышенные требования к себе. Отторжение зеленого означает стремление освободиться от напряжения, вызванного непризнанием.
КРАСНЫЙ
Его предпочитают те, кто испытывает потребность в возбуждении и активности, в успехе, кому недостает уверенности в себе. Наши далекие предки посыпали тела захороненных красным глинистым железняком (охрой), чтобы вернуть им теплый цвет крови и жизни. В совершенно разных культурах красный цвет одинаково ассоциируется с любовью, жизнью, энергией, войной, насилием, гневом, кровью и памятью о пролитой крови. В традиционном христианском искусстве красный цвет — это цвет жертвенной крови Христа и мучеников, ревностной любви и огненных языков Святого Духа в день Пятидесятницы. Но красный цвет — также цвет дьявола и ада; красные фонари указывают путь туда, где предполагается искушение и сексуальное удовольствие. Поэт Рембо считал, что женщину, одевающуюся в красное, легко соблазнить. Статистического опыта тут нет, но можно предположить, что предпочтение красного означает желание возбудиться с помощью новых впечатлений. Красный для сильных — это стимул, для слабых — угроза. Жизненный и исполненный силы, родственный огню, обозначающий как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. На интравертно-меланхолический характер он действует навязчиво и отталкивающе.
ЖЕЛТЫЙ
С желтым связано ощущение раскованности, изменения и состояние развития. А выражает желтый основную психологическую потребность — раскрытие надежды в душе. Желтый цвет, наиболее близкий к дневному свету, несет в себе светлую радость и нежное возбуждение. Однако желтый бывает навязчивым и дерзко беспокойным. Желтый выбирают люди, которые ищут изменившихся, освобожденных отношений, чтобы разрядить возбужденное напряжение, получить возможность раскрыться; достичь желаемого. Если же надежды не оправдываются, то возникает неприязненное чувство, которое народная молва тоже приписывает желтому цвету: «Желтый — цвет зависти». Несбывшиеся надежды некоторых приводят в «желтый дом», а кого-то — к чтению «желтой прессы». Разочарованный человек отвергает желтый, надеющийся — желтый предпочитает.
ФИОЛЕТОВЫЙ
Это сочетание синего и красного. Красный находит разрешение в синем — успокоение в удовлетворении. Синий находит разрешение в красном — накопление сил для действия. Синий и красный стремятся к единению и слиянию. Красный путь — мужской. Синий путь — женский. 75 процентов детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками предпочитают фиолетовый. Этот цвет выбирают также гомосексуалисты и беременные женщины. В сакральной символике это цвет скрытой тайны, духовного начала, покаяния, смирения. Фиолетовый аметист в перстне кардинала означает воздержание, философ Николай Кузанский назвал фиолетовый цвет гармонией противоречий (кстати, он сам носил фиолетовый перстень). Наивысшую ступень познания Кузанский именовал мистическим созерцанием, когда созерцающий субъект и созерцаемый объект сливаются в фиолетовом цвете… Нем вызвано предпочтение фиолетового — чувственным отождествлением на грани инфантильности или потребностью в тонком понимании? Во всяком случае, и то, и другое имеет одну цель и смысл — сопереживание. В таком состоянии находятся будущая мать, эстет, эротоман и тот, кто верит в таинственное. Отвергают фиолетовый люди рационально мыслящие.
КОРИЧНЕВЫЙ
Это смесь красного, желтого и черного. Коричневый утратил активный импульс и ударную силу красного, в нем осталась только жизненность, потерявшая активность. Коричневый символизирует телесные ощущения и потребности. Выбор коричневого связан с болезнью или физическим дискомфортом; его выбирают те, кто не имеет домашнего очага, где они могли бы почувствовать себя в безопасности, те, кто потерял надежду на физическое удовлетворение, те, кому кажется, что их конфликтная ситуация неразрешима. Коричневый цвет предпочитают многие из курильщиков опиума: они бегут от здравого смысла и ясности в страхе, что не смогут вынести той жизни, которую ведут. Тот, кто отвергает коричневый цвет, стремится преодолеть зависимость от тела.
СЕРЫЙ
Он нейтрален — не светлый и не темный; и он полностью лишен каких-либо стимулирующих или психологических тенденций. Он именно нейтрален: не внутренний и не внешний, не напряженный и не расслабленный. Каждый, кто выбирает его, хочет от всего отгородиться стеной, не беря на себя никаких обязательств. Утаивание, неучастие, желание, в котором не хочется признаваться никому, даже себе… При сильном переутомлении склонность к серому часто служит защитной реакцией. А тот, кто отрицает серый цвет из-за своей готовности к возбуждениям, сам предлагает свои услуги и не хочет быть обойденным.
ЧЕРНЫЙ
В черном, так же как и в белом, есть завершенность. И если белый — это конечный пункт яркости и света, то черный — «вершина» темноты. Белый — растворение и уход, чистый лист, новое начало; черный — агрессивное упорство, протест против своей судьбы, абсолютный отказ. Черный человек, черный дьявол, черная богиня Кали — у индусов, черная месса, черные знамена пиратов и анархистов и даже черная кошка вызывают страх, как символы тьмы и тайны. А в тьме есть отрицание света и цвета. Но черный цвет — это и отрицание земного тщеславия и великолепия; это цвет одеяний священников и монахов, цвет траура и покаяния. Через черный цвет покаяния — в белый цвет воскресения. Цветом чести и смерти назвал черный цвет знаменитый китайский император Цинь Шихуан. Тот, кто выбирает черный цвет, выбирает протест против существующего положения вещей, выбирает «нет».
Можно привести немало примеров из художественной литературы, где подлинные художники очень точны в выборе палитры для описания характера и эмоционального состояния героев. Так, например, Наташа Ростова открывает матери свое отношение к Безухову и Друбецкому с помощью цветовых ассоциаций. Борис Друбецкой — «очень, очень мил. Только не совсем в моем вкусе. Узкий, знаете, серый, светлый». А психолог читает: «Относительная пассивность и желание ограничить эмоциональную вовлеченность в общение». «Не замуж, а так пусть ездит»,— пытается объяснить Наташа матери. «Безухов — тот синий с красным, четвероугольный. Он славный»,— говорит Наташа. Ее любовь к Пьеру еще не осознана, только зарождается, но выбор цветов означает желание гармоничного единства, любви, преданности, доверия.
В «Идиоте» Достоевского есть эпизод, когда Рогожин приносит Настасье Филипповне обещанные сто тысяч. Все тот же темный тулуп, что был на нем и на предыдущих страницах, но на шее — новый шелковый шарф, ярко-зеленый с красным. Шарф не соответствует костюму, но цвета, выбранные неосознанно, вполне соответствуют страстному желанию добиться Настасьи Филипповны. Состояние выбравшего эти два цвета определяется как деятельное, направленное на достижение успеха, связанное с желанием обладать независимо от обстоятельств.
Талантливые писатели были проникновенными психологами, необыкновенно чуткими к психологическому содержанию цвета. Хорошо бы и нам быть более внимательными к цвету. Ведь выбранный цвет — это не только очень важный сигнал о личности (часто бессознательный), дающий нам информацию о других и сообщающий что-то о нас; с помощью цвета мы можем изменить свое состояние.
Долгой серо-белой зимой мы мечтаем о желтых солнечных лучах. Впрочем, и зимой можно сидеть у лампы с теплым ярким светом. На зеленое предлагают смотреть в стрессовых ситуациях — и во многих больницах хирурги заменили свои белые одежды на зеленые. Женщина в красном обычно ведет себя гораздо азартнее, нежели в синем. Если вы не уверены в себе, попробуйте примерить что-нибудь красное — это обязательно добавит жизненной силы. Если все вокруг кажется серым, посмотрите на пламя свечи: есть надежда, что красно-желтое пламя отодвинет серость. А если вы одиноки, возьмите в руки букет желтых цветов, потому что надежда есть всегда.
Автор: Надежда Груза.