Вальдорфская педагогика. Вступление.
В 1919 году, в послевоенное трудное для Германии время, в Штутгарте открылась маленькая школа для детей рабочих фабрики «Вальдорф Астория», отсюда и название. Об истории первой вальдорфской школы написано немало интересных воспоминаний. Самым главным в школе было то, что она возникла по инициативе родителей, хотевших, чтобы их дети учились «не так». Не менее важно, что у ее истоков стоял Рудольф Штейнер — философ, ученый, исследователь творчества Гёте, создатель нового человекопозиания, давший много новых импульсов не только в педагогике, но и в других областях практической человеческой деятельности — в медицине, сельском хозяйстве, искусстве.
Вальдорфское движение выросло на маленького семечка, той самой школы на табачной фабрике, как растет живое растение. За пятьдесят лет — около ста школ (правда, надо учесть, что на эти годы пришлась вторая мировая война, когда вальдорфские школы были запрещены в Германии). За следующие десять лет — еще примерно сто школ, и география их расширяется; еще десять лет — еще примерно триста школ во всем мире. В наши дни существует около пятисот школ и тысяча детских садов, а кроме того — множество учреждений лечебной педагогики, там учатся дети с нарушениями развития.
Характерный признак вальдорфских школ: раз открывшись, они, за редчайшими исключениями, уже не распадаются и не закрываются. Они живут дальше, как веточки дерева, и каждый четверг во всем мире собираются вальдорфские учителя на учительские коллегии в своих школах и ощущают причастность к общему делу.
Сегодня вальдорфская педагогика — это целый мир, в котором выходят журналы (иногда школы имеют даже собственные печатные издания), готовят новых учителей, течет бесконечно разнообразная и все же в чем-то существенном схожая жизнь. Встречаются большие школы в прекрасных зданиях необычной современной архитектуры, но вот создана школа в старом гараже, посреди района бедняков. Есть школы, несущие дух культурных традиций Средней Европы, есть школа в Японии, в которой празднуются буддистские праздники…
Попытки рассказать о внешней стороне жизни одной-двух школ неизбежно напомнят историю о трех слепых, описывающих слона. Тем не менее, можно упомянуть о некоторых основных признаках — в надежде, что люди, всерьез заинтересовавшиеся вальдорфской педагогикой, на этом не остановятся, а станут смотреть глубже.
Самая главная фигура в школе — это «классный учитель», человек, который на протяжении восьми лет, с первого по восьмой класс, преподает все основные предметы: родной язык и литературу, живопись, математику, физику, зоологию, ботанику, историю, географию и т. п. Основные предметы преподаются «эпохами»: три-четыре недели — один предмет, затем другая «эпоха» — иной предмет. Это относится к «главному уроку» — два часа утром, каждый день. Затем, ближе к середине дня, дети занимаются искусствами — живописью, рисованием, музыкой, особой формой музыкального движения — эвритмией и иностранными языками. Все это, естественно, для разных возрастов по-разному. Очень много внимания уделяется ручному труду — от работы с мягкой непряденой шерстью в первых классах до обработки камня — в двенадцатом. Ручной труд во всех классах одинаков и для мальчиков, и для девочек.
Школы и детские сады коллегиально самоуправляемы — директоров нет, как нет и никаких высших инстанций над ними. Оценки в школах отсутствуют, стандартные учебники тоже.
Ученики вальдорфских школ по окончании школы должны сдать (правда, не во всех странах) экзамены наравне со всеми остальными учениками государственных школ — таково требование государства.
Как в сказке про волшебное колечко, которое нельзя ни купить, ни украсть — только получить в подарок от чистого сердца, свободную вальдорфскую школу нельзя создать искусственно никаким декретом и никаким властным усилием. Сколько бы ни мечталось о райской жизни для детей при взгляде на уже живущие школы в Европе или Америке, тому, кто хочет создать такую школу, нет другого пути, кроме как терпеливо и неспешно растить школу на том месте, где она должна быть.
Автор: М. Шастокольская
В наших следующих статьях мы расскажем уже более детально о сути этой более чем интересной педагогике, созданной некогда великим немецким мыслителем Рудольфом Штайнером.