Гибралтар – между Европой и Африкой
Географическое положение Гибралтара таково, что он является перекрестком всех путей мигрирующих птиц, а также местом гнездования орлов, скоп, аланов… Морские черепахи, кальмары, устрицы, тысячи видов рыб, дельфины, киты любят приветливые воды Гибралтара, который находится на стыке Атлантики и Средиземноморья. Об этом нам рассказывал директор гибралтарского ботанического сада биолог Джон Кортес, потомок марокканских рабочих, приглашенных для работы на верфях в качестве дешевой рабочей силы. С тринадцати до двадцати восьми лет он сидел здесь в тюрьме, — нам неловко было осведомиться, за что, — и за решеткой увлекся изучением флоры и фауны Гибралтара.
— На шести квадратных километрах, которые не слишком щедрой рукой отпустила Гибралтару история, живут более двух тысяч лесных макак, богатейшая флора представлена 530 видами растений, пять из которых произрастают только у нас, — говорил бывший заключенный, в очках, с седой бородкой, похожий на доктора Айболита. — Географически Гибралтар принадлежит Испании, Андалусии, а является частью Африки.
В 1948 году здесь был найден череп неандертальца, а чуть позже такой же череп нашли в германском городе Дюссельдорфе. Так что не исключено, что у гибралтарцев с немцами одни корни — арийские. Однако наша страна — перекресток путей миграции не только птиц, но и людей. И этим уникальна.
Нам довелось слышать, как очень хорошенькие девочки в бордовых блузах и голубых жилетах говорят между собой по-испански, хотя преподавание в Вестсайдской школе ведется на английском. Вообще, поначалу кажется, что оказался где-нибудь на окраине Лондона — влияние Великобритании заметно во всем. Двухэтажные автобусы, красные телефонные будки, форма полицейских на Мэйн-стрит, белые парики и мантии судей во Дворце правосудия, обилие портретов королевы, пабы на каждом углу, твидовые пиджаки от «Макс энд Спенсер», английские газеты и журналы в киосках… Но удаляясь от набережной, удаляешься и от туманного Альбиона. На веревках между домами сушится белье — как в Италии; появляются пиццерии; в католической церкви — статуя Девы Марии из черного дерева, которую выносят во время религиозных процессий в сентябре и в Страстную пятницу; разговоры на улицах и в кофейнях начинаются на английском, продолжаются на испанском и гремучей смеси всех языков Средиземноморья, включая арабский, греческий и иврит: в результате исторического слияния языков местный лексикон гораздо богаче всех языков мира, этакое эсперанто, но образовавшееся естественно.
Жутковато об этом думать, но Гибралтар, возможно, прообраз будущего. Отменят графу национальности в паспорте, откроют границы, пабы, супермаркеты, пиццерии, макдоналдсы, вместо «да» будем говорить «йес», а вместо «спасибо» — «мерси», американское телевидение выдавит все остальные, национальные, будут единые деньги и т.д. и т.п. — и станем мы все… гибралтарцами.
— Генуэзцы приплывали сюда ловить рыбу задолго до прихода англичан, — рассказывал историк Сэм Бернади. — Они и сейчас присутствуют; в этом можно убедиться, открыв телефонный справочник — фамилии Писарелло, Бальетто, Каламаро, Факетти… Живут здесь потомки мальтийцев, португальцев, мавров, голландцев, турок, индусов, французов, ирландцев… Я не интересуюсь политикой, но могу назвать всех министров, которые работают с английским губернатором — в этом перечне будут фамилии почти всех средиземноморских стран.
Джошуа Хасан, например, ведающий налогами, происходит из рода марокканских евреев. Евреи и мусульмане бежали от инквизиции в Марокко и вернулись на Гибралтар лишь в начале XVIII века, когда англо-голландские войска отбили его у испанцев. В 1969 году состоялся референдум: 12138 жителей Гибралтара проголосовали против присоединения к Испании, 44 — за. И тогда генерал-губернатор принял решение: больше связей с Англией, английского языка, английских газет… Потомки испанцев стали постепенно уезжать в Танжер или в Испанию. Но почти неизменно возвращались через несколько лет.
Гибралтарская битва.
Вообще, земля эта, верней скала, на которую кто только не покушался, понимая, что «кто владеет Гибралтаром — владеет Средиземным морем и морями вообще», скала эта, в которой жители прорубали многокилометровые подземные галереи, спасаясь от пиратских набегов (в них сейчас открыты музеи); на которой выходит одна из старейших в мире ежедневных газет «Гибралтар кроникл»; на которой зарегистрировано более 30000 офшорных предприятий, то есть по одному на каждого жителя, на которой испокон века процветала контрабанда, «отмывались грязные деньги» и сейчас молодые люди, посвятившие себя этому древнему ремеслу, в черных очках, с золотыми цепями в палец толщиной, раскатывают на «мерседесах» последних марок; на которой с 1805 года в память о победе адмирала Нельсона в Трафальгарском сражении хранится несколько самых дорогих в мире бутылок рома; на которой все друг друга знают и если изменить жене, то ей станет известно об этом еще до окончания самого факта измены; на которую — хотя бы на день — приезжает пять миллионов туристов в год, — страна эта из тех немногих мест на земле, куда неизменно возвращаются. Мы бросили монетку в фонтан. И отчалили.
P. S. Духи вещают: А еще Гибралтар просто отличное место, где можно проводить свадебные туры, великолепная природа, скалы, море, пение серенад, все как нельзя лучше располагает к романтике такой важной для всех супругов и тем более молодоженов.