Волшебная Мальта. Часть первая.

Волшебная Мальта. Часть первая.

Мальта

С чего начать рассказ о стране, где что ни камень, то легенда, что ни улица — то роман? С чего начать, если из гостиничного окна одновременно видны античная цитадель, барочный дворец и культовый дольмен, датируемый третьим тысячелетием до нашей эры? Андрюша Каменев сказал еще лучше: «Море, суша, церковь, цветы, пляж и девушка — все вмещается в одном кадре».)

Мини-автобус мчит нас вдоль побережья (хотя мчит — сильно сказано, мальтийцы очень осторожные водители). Слева — безмятежное море с редкими серфингистами и дайверами, каменные форты, сработанные еще рабами Рима и служившие телеграфом (при появлении пиратов на этих башнях поджигали солому и сигнализировали дымом «на материк»), римские же соляные ванны; справа — дорогие особняки, чередующиеся с нагроможденными друг на друга жилыми коробками (наследие арабского кубизма) с сушеными тыквами на крышах, ветряные мельницы, первобытные хижины «джирны», сложенные из камня безо всякого цемента (посаженные на каменную пыль), такие же каменные ограды, цветущий миндаль, канареечно-желтые поляны (февраль — пора цветения), торчащие палки инжира, кактусовые изгороди (отличительный признак Средиземноморья), заросли агавы — и снова море и камень, камень и море… Мы едем в Валлетту.

…Еще во второй половине медного века (3800-2500 г. до н.э.) здесь существовала цивилизация, поклоняющаяся богине Материнства и Плодородия (в другом переводе — Оплодотворения). Эта доисторическая культура, развиваясь в изоляции, оставила после себя уникальные каменные храмы-мегалиты, самые ранние из которых на 1000 лет старше пирамид в Гизе и старше знаменитого Стоунхенджа (который, если честно, бледновато выглядит на фоне мальтийских храмов). То есть они древнейшие из ныне существующих архитектурных памятников человечества.

Мальта

Мегалиты встречаются по всей Мальте, включая Гозо, причем они весьма разнообразны по форме и по «содержанию» — начиная от простого трилистника и заканчивая сложными сооружениями, покрытыми искусной резьбой и спиралями (древо жизни). Страшно подумать: не было ни римлян, ни Карфагена, ни сарацинов, ни норманнов, ни крестовых походов, а эти сооружения уже стояли — в таком же виде, в котором мы видим их сейчас.

Мальта

Нам довелось побывать в храме Хаджар Им (2700 г. до н.э.), что можно перевести как «Стоящие камни». Название храма отвечает его облику: высокие известняковые монолиты, как считают ученые, служили для отправления фаллического культа. Плиты же с отверстиями, соответственно, символизировали женское начало, как, собственно, и сама форма храма: трилистник в плане удивительно напоминает фигуру широкобедрой Матери Аштроз, «мальтийской Венеры», найденной здесь же археологами в прошлом веке. Кроме того, храм служил календарем: в дни солнцестояния светило располагается как раз в створе его входов (дольменов). Наконец, бытует мнение, что Хаджар Им — это аккумулятор космической энергии; некоторые экстрасенсы посещают его в полнолуние, чтобы подзарядиться, уверяя, что при этом у них в ушах стоит гул.

Мальта

Храм разделен на много комнат, каждая из них служила для определенных функций. Одной из главных была комната оракула (которая закрывалась от посторонних глаз шкурами), где священнодействовал жрец — приносил жертву у алтаря, предсказывал смену времени года, исцелял недужного, вещал голосом божества.

Мальта

Все мальтийские храмы построены из многотонных каменных глыб. Каким образом их устанавливали люди, жившие шесть тысяч лет назад? Предполагают, что их катили на каменных шарах, а поднимали с помощью клиньев, забивая их один за другим. Самое же удивительное то, что эти величественные храмы вырубались при помощи примитивных орудий из кремния и обсидиана, хотя металл к тому времени был уже известен. По одной из гипотез, люди той доисторической матриархальной культуры намеренно отказывалась от его применения, опасаясь, что изделия из металла могут стать источником взаимного уничтожения племен.

Мальта

Следы этой загадочной цивилизации теряются около 1800 г. до н.э. Мы никогда не узнаем, почему исчез этот мирный народ. Можно лишь предполагать, что причиной тому стали вооруженные металлическим оружием завоеватели, страшная эпидемия или засуха. А быть может, всему виной была изоляция острова от внешнего мира и именно отсутствие притока «свежей крови» привело к вырождению нации?..

Быть может, поэтому, интуитивно чувствуя опасность малого замкнутого пространства, мальтийцы никогда особенно не противились ассимиляции и всегда легко шли на контакт с новыми «гостями» (лучше открыть дверь, нежели ее сломают, гласит мальтийская мудрость) — будь то тунисские сарацины или британские колонисты (исключение составили, пожалуй, только варвары Наполеона, да они и пробыли здесь лишь два года). Даже благородные рыцари-госпитальеры, чего греха таить, внесли свой вклад в дело укрепления мальтийского этноса. И сегодня на Мальте можно встретить какого-нибудь официанта или цирюльника по имени Де Паскуале или Де Мануэль. Это потомки тех счастливцев, кто был рожден от кавалера и его содержанки. Ведь не секрет, что бедные мальтийские семьи часто отдавали своих дочерей «на содержание» рыцарям, чтобы тем самым поправить свое материальное положение. Надо признать, госпитальеры поступали с девушками по-рыцарски: жалованье платили регулярно, а если рождался ребенок, то он был одет, обут, обеспечен, а в дальнейшем получал образование (вот только кавалером он, понятно, не становился).

Мальта

…Около 750 г. до н.э. на острове высадились финикийские мореплаватели — здешние бухты как нельзя лучше подходили для строительства и ремонта кораблей. Те финикийские моряки и заложили фундамент мальтийского этноса, равно как и мальтийский язык возник на основе финикийского. Самый крупный остров получил название Малет, то есть «укрытие», а остров поменьше стал называться Гол — так мореходы называли широкий борт торгового судна.

Во время первой Пунической войны Мальта переходит то к Риму, то к финикийской колонии Карфагену, но в 218 г. до н.э., ее окончательно покоряет Рим. Византийский период стал как бы культурным продолжением римского, однако с 836 года на островах все чаще стали появляться тунисские арабы, которые как трамплин для своих нападений на Апеннины использовали Сицилию, покоренную ими за тридцать лет до того. Архипелаг они окончательно завоевали в 870 году.

Отсутствие централизованной власти, как известно, ведет к ослаблению государства. Арабская знать была столь разобщена, что воинственный норманнский граф Роджер де Отвиль, кузен английского короля Вильгельма Завоевателя, захватив в 1090 году Сицилию, без труда высадился на Мальте. В представлении коренных мальтийцев он явился рыцарем в блистающих доспехах, который изгнал иноверцев с островов, возродил христианство, а заодно подарил стране национальный флаг: родовыми цветами Роджера были белый и красный, символизирующие непорочность и мученичество.

Мальта

Автор: Алексей Шлыков.

P. S. Духи вещают: А еще очень любопытно узнать, есть ли на Мальте свое телевидение и если есть, то что по нему крутят. Надеюсь не тоже что у нас, там всякие слезливые сериалы для домохозяек, боевики, реалити шоу вроде «Дом-2» (кстати, здесь можно набрести на всякие колючие новости по поводу Дома http://kak2z.ru) или еще что-то в этом роде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers