Бали – остров богов
Этот остров к востоку от Явы туристы называют по-разному: жемчужиной тропиков, земным раем, островом искусств. Таких эпитетов он вполне заслуживает. Ни на одном из многочисленных островов Индонезии, пожалуй, нет столь благодатного климата, как здесь. Славится Бали и своими талантливыми танцовщицами, непревзойденными мастерами резьбы по дереву и камню. Однако остров примечателен не только этим, но и многочисленными индуистскими храмами, а также своеобразными местными верованиями, красочными мистериями, множеством преданий и легенд.
С Восточной Явы на Бали можно попасть на самолете местной авиалинии или на пароме, который ходит через пролив. Второй путь для нас более приемлем, так как можно ехать на автомашине. Загнав ее на морской паром, мы довольно быстро добираемся до прибрежного городка Гилиманук. Стоило отправиться дальше, как уже в ближайшей деревушке мы убедились, что все слышанное о Бали — не вымысел, и до конца путешествия не переставали удивляться и восхищаться.
Первое, что бросается в глаза на этом острове: каждая деревенская усадьба — настоящий архитектурный шедевр. Она огорожена невысоким каменным забором с узкими воротами, украшенными резным растительным орнаментом и фантастическими масками. С внутренней стороны стены расположены каменные ниши для жертвоприношений. По мнению балийцев, злые духи только и думают о том, как бы причинить зло семье, поэтому их нужно все время задабривать. Вот почему в нишах всегда можно видеть рис или плоды, но чаще всего — цветы. Приносить их в жертву менее обременительно: цветы здесь повсюду — и на кустах, и на деревьях.
Цветы сопровождают балийца от рождения до смерти, во время многочисленных праздников и религиозных церемоний. У каждого дома здесь всегда можно видеть наклоненный бамбуковый шест, украшенный гирляндами цветов, создающий впечатление вечного праздника.
Войдя в ворота палисадника, вы упираетесь в каменную стену с небольшими проходами по углам — препятствие, воздвигнутое крестьянином на пути злых духов. А узких боковых дверей они не заметят, да туда и не пройти им, огромным.
Сразу же за стеной — сад, хозяйственные постройки и жилые помещения. Зажиточные семьи занимают не одну, а несколько хижин. В первой — отец с матерью, во второй — их престарелые родители, в третьей женатые сыновья. Все строения украшены затейливой резьбой по серому песчанику. Еще одна небольшая стена отделяет эту часть усадьбы от домашнего святилища местных богов — Солнца и Санг Хьянг Види, будто бы влияющего на судьбу каждого человека. Над этой кумирней возвышается многоярусная башенка меру — символ священной горы Гунунг Агунг, где, по верованиям балийцев, обитают души предков и все боги. Иногда в таких домашних алтарях встречается и тройная башенка, посвященная индуистской троице — Шиве, Брахме и Вишну.
Проезжая по балийским дорогам, мы видели множество каменных статуй индуистских богов, а также местных добрых и злых духов. С простодушной улыбкой, или вытаращив глаза и оскалив страшные клыки, они пялятся на прохожих.
Причудливы рельефы и скульптуры храмов. Традиционные чудовища кала и макара стерегут ворота и ниши. Их назначение — отпугивать злых духов. Кала похожи на льва, у них выпученные глаза, широкий нос, толстые губы и огромные клыки. Грива этого фантастического зверя нередко переходит в растительный орнамент или даже в изображение раскидистого дерева — вероятно древнейшего космологического символа.
Макара — фантастические гибриды слона, крокодила и рыбы — изображаются с разинутой пастью и торчащими бивнями. Хобот увенчан цветком лотоса! Шея также переходит в растительный орнамент из веток и цветов. Если оба чудовища изображены вместе (например, на воротах храма), то кала обычно располагается над макарой. В пасти чудовища — фигурка человека или зверя. Соединение архитектурных, животных и растительных форм воплощает вечный круговорот природы. Струящаяся из пасти скульптур вода, изображения рыб, черепах, змей, пышная растительность, раскидистые кроны деревьев — все это призвано прославлять всемогущество Шивы, ежечасно и ежеминутно разрушающего и воссоздающего мир во всем его многообразии.
Проезжаем мимо рисовых полей, уступами взбирающихся по склонам гор; мимо рощ кокосовых пальм и густых зарослей бамбука; мимо утопающих в зелени небольших селений и шумных потоков. Навстречу небольшими группами и в одиночку спешат мужчины со снопами риса на гибких бамбуковых коромыслах, женщины и девушки в ярких саронгах с поклажей на голове. Балийцы — приветливый, жизнерадостный народ.
Молодые балийки очень привлекательны. У них слегка округленный овал лица с мягкими чертами, выразительные карие глаза, светло-шоколадная нежная кожа, гибкая фигура, грациозная походка. Еще не так давно они ходили обнаженными по пояс. Хотя правительство Индонезии и принимало меры, чтобы искоренить этот древний обычай (бесплатно было выдано около полумиллиона цветных блузок — кебайя), однако в деревнях, расположенных в стороне от туристских маршрутов, еще и теперь можно видеть полуобнаженных пышногрудых красавиц.
К полудню въезжаем в административный центр острова — Денпасар. Его окружают индуистские храмы, судя по всему не так давно построенные. Сразу же за гостиницей, в которой мы остановились, тянутся сувенирные лавки, где продаются всевозможные изделия художественных ремесел из черного и красного дерева, бронзы и серебра, кости и ракушек. Суетливые продавцы назойливо предлагают свой товар. Но если решил приобрести сувенир в Денпасаре, лучше всего сделать это, как сказал администратор гостиницы, в большом государственном магазине. Расположен он неподалеку — рядом с музеем, да и сам больше похож на музей прикладного искусства. Здесь представлены многочисленные произведения народных умельцев — вот молодая девушка с зеркальцем в руках; морщинистый худой носильщик с корзиной за плечами; рыбак с лукавым лицом и длинной удочкой; женщина, расчесывающая волосы; цапля, разделывающаяся со змеей,— десятки традиционных местных сюжетов. Есть тут и сувениры на темы древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна».
Как мы успели заметить, искусство вошло в жизнь большей части балийцев. Каждый островитянин — прирожденный художник. Возвратившись с рисового поля и совершив омовение, он вместе с сыновьями садится за резец. Балийки же испокон веку заботятся о красоте ярких батиковых узоров. Девочки с пяти-шести лет постигают сложное искусство народных танцев.
Что касается резьбы по дереву, то она вообще очень популярна в Индонезии. В любом городе можно купить изделия местных мастеров, но на Бали они отличаются особым совершенством и фантазией. В селении Убуд, где живут многие здешние умельцы, мы посетили мастерскую по изготовлению деревянных фигурок. В небольшом помещении трудились, сидя за высокими верстаками, несколько человек. Предварительные операции выполняли двое молодых парней, доводили же сувениры трое пожилых и опытных мастеров, ловко орудующих ножом и резцом. Такие мастерские мы встречали позднее и в других балийских деревнях.
Продолжение следует.
Автор: В. Тарасов.
P. S. Духи вещают: Надеемся, наша статья вдохновила вас как-нибудь непременно посетить сказочное Бали. Но увы для многих такая поездка может быть не по карману. Тогда не стоит грустить, ведь можно отправиться и куда-нибудь поближе, например, в солнечную Молдавию, тем более, что авиабилеты Москва – Кишинёв стоят в разы дешевле, нежели до Бали.