Буддизм на севере России

Буддизм на севере России

лама

В XVIII веке в России появились буддисты, и не просто появились — буддизм процветал, росло количество монастырей. К началу XX века в Бурятии насчитывалось 46 монастырей и 15 тысяч лам, в Калмыкии — 105 небольших храмов и 5 тысяч лам, в Туве — 33 храма и около 4 тысяч лам. Такое счастливое обстоятельство позволило русским ученым приобщиться к живой буддийской традиции. Еще во времена Пушкина в рамках Российской Академии наук Яков Шмидт подготовил первый тибетско-русский словарь.

Тибетская грамматика Шмидта вышла в Петербурге в 1839 году. Это создало прочную базу для изучения буддизма, Россия подарила миру таких ученых, как В. П. Васильев, И. П. Минаев, Ф. И. Щербатской, чьи работы произвели переворот в мировой буддологии. Нельзя не упомянуть С. Ф. Ольденбурга, О. О. Розенберга, Б. Я. Владимирцова, Е. Е. Обермиллера, ставших гордостью буддологии и тибетологии. Огромен вклад и Н. К. Рериха.

Этот духовный поиск шел не только с Запада на Восток. Помимо естественного распространения буддизма, в конце XIX века в Бурятии наметились реформаторские движения. Одно из них имеет прямое отношение к регистрации буддийской общины в Петербурге. Возглавил это движение известный бурятский лама Лубсан Сандан Цыденов (1842—1920(?)). Именно с ним была связана известная история, которая произошла во время торжественного приема в честь восшествия на престол императора Николая ІІ. Николаевский зал Зимнего дворца был полон. В числе почетных гостей были представители бурятской делегации Хамбо-лама Юролтуев и Сандан Цыденов. Вошел Николай ІІ — все преклонили колена. В зале осталось две стоящих фигуры: царь и лама…

Бурятской делегации пришлось уплатить штраф. А Сандану Цыденову — объяснить, почему он так поступил. «Духовный царь не кланяется царю мирскому», — сказал он. Сандан Цыденов носил очень редкий титул Дхарма-Раджи — «Царя учения». Именно Лубсан Сандан вместе с тибетским Хамбо-ламой Джаягсы-Гэгэном из монастыря Гумбум в начале XX века сознательно вышли из своих монастырей и основали в сибирской тайге поселение буддистов- практиков, которые не только свято хранили свои религиозные традиции, но и приобрели последователей — «балагатов», что значит «откочевавшие».

Расстанемся на время с Лубсан Санданом. В начале прошлого века известный буддийский деятель Агван Доржиев стал инициатором создания буддийского храма в Петербурге. Доржиев был не только монахом, но и политическим деятелем. Стремясь к процветанию своей Родины, он искал пути к достижению этой цели в укреплении связей с Тибетом, Монголией, Китаем. Агван Доржиев был наставником XIII Далай-ламы, который и благословил его на создание храма. Идея получила всемирную поддержку (достаточно упомянуть такие имена, как Радлов, Щербатской, Ольденбург, Рерих).

10 августа 1915 года храм был освящен и открыт. Его назвали «источник Святого Учения (буддизма) Владыки-Отшельника (Будды), сострадающего ко всем», а более кратко — «Источник Учения Будды, сострадающего всему живому». Храм был посвящен Калачакре («Колесу времени»). В его штате было двадцать лам. Настоятелем стал бурятский лама из Цугольского дацана Ганжирва Гэгэн.

буддийский храм

В 1919 году храм разграбили большевики… А к 1932 году храм уже практически не функционировал, хотя официально не был закрыт. К 1937 году все служившие там ламы подверглись репрессиям и были расстреляны палачами-енкаведистами. Не избежал общей участи и 90-летний Агван Доржиев.

В 1938 году храм вместе с прилегающей территорией был передан государству. Позднее в нем размещались госпиталь, радиостанция, а после войны — лаборатория Зоологического института Академии наук СССР. В одном отношении храму повезло: его интерьер практически не пострадал. Однако храм лишился бронзового золоченого навершия («ганжир») и орнаментальных золоченых украшений на фризе портала и на аттике. Что касается внутреннего убранства, — алтарная статуя Будды Шакьямуни была сброшена в Малую Невку в районе Елагина. Все остальные ритуальные предметы были переданы в Музей истории религии и атеизма (Казанский собор), в том числе и такие реликвии, как статуя Будды работы тайских мастеров — подарок таиландского короля Николаю II. Кроме того, в собственность музея перешли храмовая икона Калачакры и гигантская икона-портрет Агван Доржиева.

Храм без паствы был с большим запозданием взят под охрану государства. Паства появилась много позднее, и 28 июня 1989 года было зарегистрировано Буддийское общество Ленинграда. Ему и передали храм на Приморском проспекте.

буддийский храм

В воссоздании общины буддистов в Ленинграде большую роль сыграл бурятский буддист и буддолог Бидия Дандарович Дандарон (1914—1974). В июле 1989 года община принимала посланца дружественной Индии, досточтимейшего Кушога Бакулу Римпоче — полномочного поверенного Его Святейшества XIV Далай-ламы по делам малых буддийских общин. Во время своего визита он освятил вновь открытую общину. Посетив храм, он совершил внутри него ритуал очищения пространства и пожелал, чтобы здесь процветал буддизм.

Автор: В. Монтлевич.

P. S. Духи вещают: А вообще было бы лучше самому посетить сказочный город Санкт-Петербург и заодно заскочить в тамошний буддийский храм, имеющий вековую историю. Но сперва придется позаботиться о достойном жилье в городе на Неве, благо отели Санкт-Петербурга могут предложить хороший, достойный сервис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers