Чудесные деревья буддизма. Продолжение.
Наибольшим почитанием у буддистов пользуется дерево просветления — бодхи. В его истории переплелись мифы и реальные события, архаические верования и политические замыслы древних. Что же представляет собой этот загадочный символ буддизма?
Дерево бодхи (или бо) известно европейцам под названием «смоковница». Оно действительно относится к тому ботаническому роду (фикусов), к которому принадлежит смоковница (Ficus cariса), а также баньян (Ficus benghalensis). Латинское название бо — Ficus religiosa — напоминает, что это дерево связано с религиозным культом (как увидим, не только буддийским).
Бо — один из так называемых «фикусов удушителей». Семена бо переносят птицы, и нередко молодой фикус начинает свою жизнь высоко над землей, в кроне другого дерева. Семя прорастает где-нибудь в развилке ветвей, корни его сползают вниз, плотно прижимаясь к стволу растения-хозяина, достигают земли и укореняются. Затем боковые корни оплетают ствол несущего дерева плотной сетью и медленно сдавливают его в смертельных объятиях. В конце концов дерево-хозяин погибает, а его мертвый ствол еще много лет гниет в переплетениях фикусовых корней. Если же им не удается спуститься по стволу хозяина, фикус выпускает воздушный корень прямо к земле. От этого корня, похожего на свисающий канат, в сторону ствола дерева-хозяина начинают расти боковые корни фикуса — словно он способен видеть. Корни опоясывают ствол и убивают свою опору, занимая ее место. А если семена бо попадают на крыши домов или каменные ограды, то, не убранные вовремя, они укореняются в кладке так прочно, что она не выдерживает и разрушается…
Поистине, такое поведение не свойственно большинству представителей царства растений и скорее напоминает поведение существа более высоко организованного. Однако если семя попадает на землю, бо ведет себя как обычное растение, превращаясь в небольшое деревце с коротким стволом и длинными ветвями. Подобно баньяну, бо может образовывать дополнительные стволы, которые поддерживают и питают тяжелые горизонтальные ветви дерева (опять элемент сознательного поведения?). С возрастом ветви достигают огромных размеров, простираясь на многие метры от центрального ствола. Дерево может жить очень долго: гибель одряхлевшего основного ствола не означает гибели всего растения. Ветви, имеющие самостоятельное питание, сохраняются и со временем разрастаются в величественные деревья.
Сердцевидные с длинным вытянутым острием листья бо благодаря особому строению черешка трепещут от самого слабого, едва ощутимого человеческой кожей ветерка — «танцуют», как говорят в Индии. Шепот трепещущих листьев создает у людей ощущение прохлады, поэтому густая тень кроны бо необыкновенно притягательна в жаркий день. Эта особенность листочков фикуса дрожать на ветру пробудила у английских колонизаторов ностальгические воспоминания о тополях далекой туманной родины.
Тополь по-английски — poplar; под влиянием местных языков это слово превратилось в «пипал» (peepal). Под этим именем бо фигурирует в большинстве зарубежных ботанических справочников. А санскритские названия дерева — ашваттха и бодхадрума — означают «место привязи лошадей» и «дерево мудрости».
Издревле дерево бо окружено таинственным ореолом легенд. Некоторые племена центральной Индии верят, что бо соединяет земной мир с потусторонним. Души предков испытывают жажду, поэтому в определенные дни года, исчисляемые по лунному календарю, корни деревьев обильно поливают водой.
Священные гимны индуистов, собранные в Ведах, свидетельствуют, что люди впервые добыли огонь трением двух палочек из древесины дерева ашваттха. Все деревья бо окружены в индуизме необыкновенным почитанием, так как считаются воплощением бога Вишну. Поэтому бо никогда не подвергается рубке; выросшее в неподходящем месте дерево бережно пересаживают. Дерево считают как бы членом высшей индийской касты — брахманов и повязывают вокруг ствола священный шнур, отличительный знак касты. Когда умирает мужчина- брахман, его семья приносит к подножию дерева обильное угощение.
Интересно, что в ведической философии и самого Будду считают одной из аватар (воплощений) бога Вишну; возможно, это представление было перенесено на дерево, под кроной которого Будда достиг просветления, а затем и на все прочие деревья бо. А ставшее знаменитым дерево в лесах Урувелы, по свидетельству историков буддизма, простояло до 1876 года, пришло в совершенную ветхость и было повалено бурей. Однако его история на этом не закончилась.
В III веке до нашей эры на трон в Магадхе взошел император Ашока — ревностный приверженец буддизма. Ашока издал указы, которые в соответствии с этикой буддизма запрещали убийство животных, провозглашали мир и любовь к ближнему, терпимость к другим религиям. Ашока разослал миссионеров в соседние государства; своего сына, принца Махинду, он отправил на прекрасную Ланку — остров Цейлон. И когда Махинда получил согласие ланкийского царя Тиссы принять буддизм, он послал гонцов к отцу с просьбой прислать ветвь дерева бодхи из Урувелы.
Как гласит «Махавамса» («Великие Хроники Цейлона»), просьба Махинды вызвала замешательство: законы страны запрещали наносить повреждения священному дереву. Положившись на волю провидения, Ашока приказал отлить золотую вазу и поставить ее под южную ветвь дерева. Ашока собственноручно сделал на ветви отметку и произнес молитву, в которой обратился к дереву с просьбой переселиться в вазу.
И вот на глазах у собравшегося на торжество народа на ветви, которую отметил Ашока, выросли сотни корней и устремились к золотой вазе. Затем ветвь отделилась от ствола, укоренилась в вазе и превратилась в маленькое дерево. В этот момент послышались раскаты грома и содрогнулась земля. Сами собой заиграли музыкальные инструменты в руках придворных музыкантов, и зазвучал хор голосов всех зверей и птиц, населяющих землю.
С великими почестями новое дерево бодхи было перенесено на корабль, отплывший по реке Ганг к океану, а оттуда — к берегам Ланки. Вблизи корабля, который плыл по бушующему океану, расстилалась зеркальная водная гладь. Из морских глубин поднимались к поверхности бутоны лотосов, и под звуки небесной музыки раскрывались чудесные благоухающие цветы.
Царь Тисса, увидев с берега приближающийся корабль, зашел в воду и перенес дерево на землю острова, воздав святыне царские почести. По дорогам, украшенным цветами и флагами, ваза с деревом была доставлена в древнюю столицу страны — город Анурадхапуру. Как только ваза коснулась земли в заранее приготовленном месте, из кроны дерева вырвались разноцветные лучи, озарив мерцающим светом всю Вселенную. Корни бо протянулись через край вазы и проникли в землю острова, соединив дерево с новой родиной. Одновременно на ветвях появились и созрели несколько плодов. Тисса приказал посадить их в святых местах Ланки. А в том месте, где ваза с деревом впервые коснулась ланкийской земли, впоследствии был выстроен храм.
Легендарное дерево растет в Анурадхапуре и сегодня. В 1852 году ученые из Ботанического сада города Кью (Англия), знаменитого самой крупной коллекцией тропической флоры, измерили возраст этого древесного патриарха. Он оказался равным 2147 годам. Несмотря на преклонные годы, дерево продолжает расти и плодоносить. С его существованием издревле связывали благополучие царствующих на острове буддийских династий, и потому никакому другому дереву в мире не воздаются такие почести, как этому древнейшему из живых религиозных памятников.
Автор: Е. Черняева.