Двойник бога
Еще одним интересным богом ацтеков был некий господин по имени Тескатлипока. Тескатлиопка — бог-создатель, согласно ацтекских религиозных верований именно он на пару с богиней Коатликуэ был создателем всего сущего. И он же (Тескатлипока), когда придет подходящее время — осуществит общее форматирование мироустройства, бог-творец превратит в бога-разрушителя, можно сказать, ацтекский Тескатлипока — это индийские Шива и Брахма в одном флаконе. Еще интересно, в индейских мифах бог Тескатлипока выступает врагом хорошего бога Кецтлалкоатля, и отправляет его в изгнание. Вполне вероятно, что эти мифы являются отражением реальных событий, когда загадочного белого проповедника известного нам как Кецтлалкоатля прогнали местные жрецы. С именем Тескатлипоки был связан один интересный религиозный обряд, известный как «двойник бога».
«Богу богов» Тескатлипоке был посвящен большой праздник Токсталь, который приходился на апрель (практически ацтекская Пасха). На этом празднике происходила настоящая религиозная мистерия — великий бог Тескатлипока будто умирал в лице своего представителя, для того, чтобы снова возродиться к жизни в лице уже другого мужчины, которому на следующий год выпадала роковая участь разыгрывать роль бога, и по завершении следующего года подобно своим предшественникам быть принесенным в жертву. На почетную роль человеко-бога выбирали самого красивого парня из числа пленных или рабов. Тело юноши должно было быть практически идеальным, он должен был быть не слишком высоким и не очень низким, стройным и с хорошей благородной осанкой. Если от чрезмерного потребления пищи юноша начинал толстеть, его силой заставляли пить соленую воду, чтобы сбросить избыточный вес.
Для того же, чтобы юноша мог нести свой высокий «божественный» статус с соответствующим достоинством и благородством его изо всех сил учили изысканным аристократическим манерам: правильной речи, игре на флейте, этикету. Жильем юноши был храм, где все почитали его как самого настоящего бога. Сам ацтекский царь следил за тем, чтобы у него всегда был роскошный наряд. На голову юноши клеили орлиный пух, а в прическу вплетали перья, лоб его всегда украшал венок из свежих цветов, на руках и ногах сияли золотые браслеты. Когда он шел по улице, играя на своей флейте, все окружающие люди падали ниц и начинали молиться ему как будто богу, ведь он и был богом в представлении простых ацтеков. Женщины подносили ему для благословения своих маленьких детей.
А чтобы юноша не убежал, его всегда сопровождала вооруженная охрана, которая состояла из восьми лучших воинов. Если же юноше, «двойнику бога» все же удавалось скрыться, в жертву вместо него приносился начальник охраны (как видите, у последнего была хорошая мотивация не допустить побега).
За 20 дней до смерти юношу переодевали в новую одежду и давали ему в жены четырех самых красивых девушек из знатного рода. Каждая из них символизировала одну из четырех богинь: богиню молодого маиса, богиню цветов, богиню воды и богиню соли. На протяжении последних дней, жизнь богочеловека превращалось в одно сплошное празднование, пышные пиры сменялись танцами, а затем снова банкетами. Но финал этих празднеств был трагическим для «двойника бога».
В последний день жизни юноша в сопровождении четырех жен и охраны садился в царское каноэ и отправлялся на небольшой островок, он назывался островом разлуки, потому что здесь жены прощались со своим «божественным» мужем, дальше он шел один, только в сопровождении охраны в храм-пирамиду. Поднимаясь вверх, на каждой ступеньке юноша ломал одну из флейт, на которой играл во время своей славы. А на вершине его уже ждали жрецы. Схватив юношу, его клали на специальную каменную плиту, где один из жрецов обсидиановым ножом разрезав грудь вынимал его сердце. В отличие от других жертв, мертвое тело человекобога не бросалось с вершины пирамиды, а аккуратно сносилось на вниз на руках. Так заканчивал свою жизнь человек, который был воплощением одного из главных богов ацтекского пантеона, «двойник бога».