Двуликий Янус
Много веков тому назад в воображении людей, населявших в древности равнины Италийского полуострова, появилось странное божество. Бесшумной поступью оно скользило меж домов, поминутно открывая и закрывая все двери. Оно бродило по переходам и мостикам, на мгновение задерживалось у чьих-то ворот или надолго замирало под величественными сводами арок. Старики говорили, будто оно способно и на большее: по утрам открывает небесные двери и выпускает на волю солнечные лучи, а вечером заботливо их запирает. Иногда ему становится скучно, и тогда оно спускается на землю, чтобы продлить свое любимое занятие.
Люди привыкли к этому безобидному, трудолюбивому существу и наделили его всевозможными добрыми качествами. Считалось, например, что хранитель солнечных лучей посеял на Земле жизнь, а вместе с нею — человека. Он был защитником всех, кто в пути, решал вопросы войны и мира, научил людей строить корабли. И тогда они поместили его изображение на своих монетах. Это произошло в IV веке до нашей эры, когда на полуострове прочно утвердились римляне.
Первыми монетами с изображением «дверного бога» были массивные медные литые ассы. Каждая из них весила около 270 граммов и скорее напоминала по форме маленький спортивный диск или снаряд для метания из пращи… На одной стороне таких монет изображалась носовая часть корабля, а на другой — голова Януса, так называли древние хранителя солнечных лучей. У него было два лица, одно из которых было обращено в будущее, а другое — в прошлое. Янус был богом времени.
Монеты с двуликим Янусом отливались и чеканились римлянами почти 300 лет. Со временем они становились все меньше, все легче, потом исчезли совсем. На римских монетах появились головы одноликих императоров.
А двуликий Янус, бог времени, света, жизни и мудрости, стал символом лжи, одной из самых низких ее разновидностей — «двуличия».
Когда это случилось, сказать трудно. Во времена культа Януса такое понятие звучало бы по-иному, оно должно было служить аллегорией мудрости. Мы все еще говорим: «прекрасен как Аполлон» или «силен как Геркулес» и употребляем эти выражения правильно, хотя и не всегда справедливо… С Янусом — все наоборот. Может быть, его погубило как раз то, что у него было два лица! Человечество часто переосмысливает придуманные им образы. Вы скажете, — в своем увлечении хлопать дверьми он был чересчур назойлив! …Прислушайтесь, и вы услышите, как хлопают двери. Может быть, сейчас откроется и ваша. Кто-то войдет и закроет ее за собой. Это не Янус, это — Время. Оно умеет не только толкать ваши двери, оно способно на большее… И никогда не лжет.