Храмовый сад Рёандзи
Подошла девушка утром к колодцу и увидела, что веревку, на которой висит ведро, обвил стебелек повилики. И она не стала набирать воду, чтобы не причинить вреда растению… В этом сюжете из японской сказки отразилось традиционное благоговение жителей Страны восходящёго солнца перед всем живым. И складывалось оно под заметным влиянием древних анимистических представлений, а затем буддийского учения о единстве человека и природы. Особую роль здесь сыграла буддииская школа дзен («сосредоточение», «созерцание»), проникшая в страну из Китая в XII веке.
Углубленное созерцание красоты природы, по мнению проповедников дзен, помогает достичь сатори — состояний «пробуждения», мгновенного интуитивного осознания своей органической связи с окружающим миром. Именно в дзен-буддийских монастырях стали культивировать небольшие храмовые сады, обстановка в которых располагает к философским размышлениям и медитации, своего рода психотренингу, во имя достижения сатори.
Один из таких своеобразных храмов под открытым небом — сухой сад монастыря Рёандзи в Киото, созданный в середине XV века дзен-буддийским монахом Соами — придворным художником и каллиграфом. Он работал в жанре пейзажной тушевой живописи, предельная простота и строгость которой наложили отпечаток на его садовое искусство, тяготевшее к абстрактным формам.
Сад Рёандзи, можно сказать, создан из одних камней. Он расположен на небольшой прямоугольной площадке (24 на 9 м) привыкающей к веранде настоятеля монастыря и огороженной с трех сторон глинобитной стеной с двускатной черепичной крышей. На ровном поле установлены 15 камней различной формы и величины, объединенных в пять групп. От камней у подножия которых растет зеленый мох, волнообразно расходятся круги расчесанного граблями белого гравия. Что символизирует эта лаконичная композиция? Горы и залитые водой долины? Скалистые острова в море? Образы-знаки двух космогонических начал (инь — янь) в религиозно-философских системах Дальнего Востока?.. Говорят, что этот рукотворный ландшафт рождает у верующего ощущение какой-то сверхчистоты, усиливает психологическое воздействие молитвы.
Идея священных площадок зародилась в Японии задолго до распространения буддизма. В древних японских синтоистских культах площадка, засыпанная белой галькой и огороженная соломенной веревкой, располагалась чаще всего перед святилищем и служила местом жертвоприношения и общения с духами. Она и стала прообразом сада камней в буддизме.
Сад Рёандзи — не только место паломничества верующих, он воспринимается и как произведение искусства. «Средствами формы и цвета обычный пейзажный мотив — камни и песок — поднят здесь до уровня философской поэмы о величии природы», — таково мнение известного востоковеда Фецоренко. И, наверное, не случайно высшей формой благожелательности в Японии служат слова, полные благоговения к камню: «Да продлится жизнь ваша тысячелетия, столько, чтобы галька выросла в скалы и покрылась мхом»
Автор: Вадим Розов.