Из древней тьмы
Основание подземного монастыря у Ильинской церкви Чернигова литературная традиция связывает с именем преподобного Антония Печерского (983—1073). Казалось бы, что нового можно сказать об этом прославленном святом? Однако обращение к источникам показывает, что в жизнеописании преподобного далеко не все ясно нам. Преподобный Антоний появился в Чернигове в результате конфликта с киевским князем Изяславом Ярославичем. В начале своего княжения Изяслав вместе с дружиной принимает благословение у знаменитого старца-пещерника. Однако впоследствии их отношения резко обострились.
В конце 60-х годов XI века триумвират Ярославичей вел войну с княжившим в Полоцке Всеславом Брячиславичем — тем самым князем-волшебником, который назван оборотнем в «Слове о полку Игореве», о котором говорили, что он рожден «от колдовства», с тайным знаком на лбу. Война была долгая, кровавая и бесполезная — даже с династической точки зрения: Полоцк не входил в «ряд Ярославль», а был отдан потомкам Владимира и Рогнеды. Поэтому братья Ярославичи: Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский «целовали крест на вечный мир» со Всеславом (Всеслав, начавший войну, крест почему-то не целовал). Доверившись поклявшимся князьям, Всеслав прибыл к ним в ставку, но Изяслав Ярославич схватил его и посадил в «поруб» — заковал в колодки в княжеской темнице в Киеве. Неизвестно, что заставило князей нарушить клятву, данную именем Христа. Может быть, Всеслав был язычником? Но даже по отношению к язычнику никому не дано нарушать такие клятвы.
Пока Изяслав вероломно захватывал Всеслава, на Русь двинулись половцы. Братья-триумвиры обратились к преподобному Антонию за благословением на битву, а в ответ услышали пророчество о неминуемом поражении. Как показали дальнейшие события, Святослава пророчество не касалось, оно было адресовано клятвопреступнику Изяславу…
Слово вдохновенного старца оказалось вещим: русичи были разгромлены на реке Альте, а киевляне, недовольные князем, взбунтовались и изгнали Изяслава с престола. Во время восстания Всеслав был освобожден и принял «золотой стол Киевский». (Святослав Черниговский тем временем разгромил половцев, не прибегая к помощи братьев.) Князь-язычник, даже волей народного вече, не мог бы принять престол в «митрополии Русской земли». Возможно, Антоний окрестил Всеслава, а может, Всеслав, если он уже был христианином, просто посетил старца, и Антоний принял его, как принимал всех страждущих и ищущих. Так или иначе, встреча состоялась, пустынник и князь беседовали в киевских пещерах.
Изяслав разгромил киевское восстание, Антонию грозила опала за его доброе отношение к Всеславу и за исполнившееся пророчество. Тогда, по распоряжению Святослава Черниговского (если не им самим) Антоний ночью был увезен из Киева: «Святослав в ночь поя Антония Чернигову». Здесь Антоний основал Богородичный Елецкий монастырь на Болдиных горах. Его название связывают с явлением (греч. Eieuaiq, отсюда «Елецкий») на высокой ели чудотворной иконы Божией Матери. Монастырь этот славен в истории церкви: его архимандритами были два общерусских святых — Феодосии Углицкий и Дмитрий Ростовский.
Однако основанием Елецкой обители не исчерпываются деяния преподобного Антония в Чернигове. В изданной в 1786 году книге «Черниговского наместничества топографическое описание» ее автор, медик и философ Афанасий Филимонович Шафонский (он пользовался не дошедшими до нас источниками), сообщает, что преподобный Антоний, основав Елецкий монастырь, переселился на более удаленные склоны Болдиных гор. Там, при входе в пещерный монастырь, князь Святослав Ярославич не позднее 1072 года поставил церковь пророка Илии. Название пещерного монастыря всегда связано с наземным храмом, а монастырь на Болдиных горах именовали Свято-Троицким Ильинским. Видимо, в древности он носил имя пророка Илии.
Основал ли Антоний вторую пещерную обитель на Болдиных горах? Есть основания считать, что он воспользовался уже существовавшим подземным монастырем. Келья, принадлежавшая Антонию, находится в дальнем секторе пещер. Потребовались бы непомерно большие усилия многих людей, чтобы выкопать все это в течение трех — трех с половиной лет, за время жизни Антония в Чернигове (1069—1072; затем он вернулся в Киев, где и умер в почтенном девяностолетнем возрасте). То, что этот монастырь существовал до Антония, можно понять и из контекста такого известнейшего творения Нестора Летописца, как «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского».
Продолжение следует.
Автор: Ю. Шевченко.