Извечные тайны бытия. Окончание.
В стихах о Голубиной книге эсхатология1 занимает сравнительно немного места. Образ «белого царя» вызывает в памяти средневековые легенды о пресвитере Иоанне, правителе царства справедливости где-то в неприступных горах Центральной Азии. В Голубиной книге говорится, что в конечной битве добрых и злых сил белому царю «приклонятся» все земные владыки. В Животной книге есть стихи настолько необычные, что на них стоит остановиться. В них особенно заметна вторичность христианских образов и аллегорий, совмещенных с более древними прототипами.
«…Смотрите же вы знаменья творения моего.
Сей аз от начала поставлю вам три каморы…
Первая камора утвердится на востоцех.
Там прозваша место Иудейское, там положен бысть винхрист камень зеленый.
Вторая камора утвердися на западе. То место — устроится там страх великий.
Там положен бысть хрусалим — камень светлый.
Во первой каморе пребывает свет Отец Бог наш; во второй каморе пребывает живот Сын Бог наш; в третьей каморе пребывает упокой свят дух Бог наш. Соединится во всех тех трех камор труба огненная. Глаголет Господь Бог Вседержитель во трубу огненную: …открываю сынасвово на удивление всему миру.. Сие его знамение: красота от чресл Его, до низу огонь горит. От чреслах его вверх виденье зари, над головой Его венец, ту подобен дуге; из уст Его возблистает гром и молния, от них же превосходят гласы грубные. Тот и возьмет на себя три каморы…»
Здесь главное — три изначальных, космогонических храма камня («три каморы»). Трудно истолковать однозначно названия камней. Однако важно их взаимное расположение: зеленый камень — на востоке, «светлый» на западе, красный — «где пуп земли», то есть центр мира. Положение центра или мировой оси — табуированная тайна. Это и Иерусалим, и Святой остров в океане; но прослеживается еще одна локализация, возможно, самая древняя.
На вопрос: «Откуда ты пришел?» духоборец отвечает: «От севера и моря, от востока чада Его». Восток как сторона священная постоянно упоминается в русском фольклоре, но север — это нечто новое. Понятие «северной Шамбалы» знакомо буддистам. Но и в представлении духоборцев северные врата Небесного Иерусалима отмечены триадой камней красного, синего и зеленого цветов, именно на северных вратах стоят Анания, Азария и Мисаил — троичный символ краеугольного камня духоборческого учения. Если центр мира — в священных горах Азии, то три камня расположены в одну линию, однако если центр переместить в северное море, к примеру, в давно забытую, ушедшую под воду Гиперборею греков, то три камня (и три их храма) образуют знак трех кругов вершиной вверх (храм камня в преданиях и Востока, и Запада круглый в плане). Получается знак буддийского камня Чинтамани и даже цвета кругов совпадают!
Смысл этого стиха — в конечном утверждении царства Троицы (Сын «возьмет на себя три каморы»). Оно завещано в изначальных таинствах камня — трех камней, положенных «от начала творения». Поскольку триединство у духоборцев — основной закон существования человека и мира, то утверждение царства Троицы означает восстановление нарушенного миропорядка, торжество высшей справедливости и добра.
А вот этот стих из Книги Жизни почти не нуждается в комментариях:
«Посереди земли восстают горы новые. На горах является море белое, посереди моря освещается бел-камень самоцветный; супротив камня свечи стоят неугасимые. От свечей воссияет во все земли, во всю вселенную… Вокруг камня венец воссияет, яко солнце господне. Вослед камня цветы цветут лазоревые; во садах сидит орел, воскликает ко всем птицам земным: слышите, все птицы земные, со старцами, со князями, со людьми своими, отложите вы всякое попечение. Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите… Узрите ж вы на бел камень самоцветный. Из камня течет река огромная; вода белая, во всю землю, во всю вселенную…»
Святые горы посреди земли, белый камень, что восстает из белого моря и озаряет своим венцом вселенную, преображенную лазоревыми цветами,— при всей самобытной силе этих образов и за ними прослеживается буддийский камень Чинтамани, и Белый Остров — «Швета Двипа» из «Махабхараты» — бездонного источника древней индийской культуры. А в белой реке жизни, текущей из камня, узнается Беловодье алтайских старообрядцев! Сохранен не только образ «белых вод», но и его изначальный контекст. Как же пришли на Русь древнейшие предания Востока, преодолев барьеры языков и границ? И можно ли назвать их «заимствованиями» в современном смысле слова?
Автор: Е. Лазарев.
P. S. Духи вещают: Кто знает, может к извечным секретам бытия относятся и особые молочные коктейли в блендере, точнее их секретные рецепты, записанные на старинных манускриптах мудрецами прошлого.
- Эсхатология — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние ↩