На Фарерских островах
Специалист по фарерскому языку, писатель и фотохудожник Генрих Иосифович Анохин побывал на Фарерских островах, которые за долгие годы изучения их по книгам стали его заветной мечтой. Мечта сбылась: он ходил по мокрому от частых дождей мху, трогал шершавые от времени и влажные от туманов руины древних храмов, ощущал мощное и глубокое дыхание двух океанов, раскинувшихся перед ним… На этих островах мирно уживаются люди, которые хотя в своих духовных поисках и идут различными путями, но при этом терпимы, милосердны и доброжелательны друг к другу.
В западном полушарии, севернее Шотландии и юго-восточнее Исландии, на границе Атлантического и Северного Ледовитого океанов находятся 18 островов с загадочным названием — Фареры. Теплое Северо-Атлантическое течение — продолжение Гольфстрима — делает климат островов влажным и мягким. И хотя 280 дней в году здесь льют дожди и на островах растут лишь травы, мхи да лишайники, люди, которые здесь живут, считают себя счастливыми.
Первые жители — кельты — переселились сюда тысячу двести лет назад из Великобритании. Когда же к концу VIII века в Европе наступила эпоха викингов, то каждую весну, с марта по июнь, вместе с попутным ветром быстроходные ладьи морских разбойников за два дня достигали Шетландских островов. Они грабили и убивали местных жителей, оставшихся в живых брали в плен и обращали в рабство. А летом и осенью, когда ветры дули в обратном направлении, пираты возвращались на родину. Во время своих набегов викинги прослышали от гэлов, что севернее этих островов лежат другие — «феаранн», что по-гэльски означает «уединенная земля», а по-фарерски — «фэрьяр» — «овечьи острова».
«Фарерская сага», созданная в XIX веке на основе исландских раннесредневековых саг, повествует о том, что в 1000 году предки нынешних фарерцев были крещены. Обращение в новую веру встретило активное сопротивление местных жителей, которое возглавил «веснущатый и рыжий, обворожительный и коварный самоуправец» — норманн Троундур из Гету; лишь топор, занесенный над его головой проповедником христианства (кстати, тоже норманном — Сигмундром Брестиссоном), заставил его принять новую веру и отказаться от поклонения языческим богам — Одину и Тору. Троундур из Гету ждал своего часа, и наконец, он настал. Спустя пять лет после своего крещения, в 1005 году, Троундур высадился на острове Скувой и напал на Сигмундра. Сигмундр и два его сторонника были безоружны, поэтому им пришлось спасаться бегством, они прыгнули в океан и долго плыли к другому острову, доплыл один только Сигмундр. Он выбрался на берег и решил, что может вздохнуть спокойно, но здесь его и настигла судьба: крестьянин острова Суури — Тоургруймур Злой — польстился на золотое кольцо проповедника и убил его.
О Брестиссоне Сигмундре и поныне напоминает базальтовая глыба с надписью: «Сигмундарстейнур» («камень Сигмундра»), которая высится на старом кладбище у церкви, построенной в 1873 году на острове Скувой — там, где почти тысячу лет назад разыгрались описанные события.
Как и до крещения, жители Фарер решали важнейшие дела на всенародном вече — тинге. Вече собиралось на Тинганесе — «вечевом полуострове», что вдается длинной косой в бухту бога Тора Тоурсхавн она, как и столица Тоурсхавн, до сих пор носит языческое название.
В 1035 году Фареры потеряли свою независимость и стали леном Норвегии. По иронии судьбы этому активно содействовал приемный сын борца за независимость Фарер Троундура из Гету — Лейф Эссуарсон. С 1380 года и сама Норвегия, и ее колонии попали в зависимость от Дании.
Духовным центром Фарер, а с XII века и резиденцией епископа стала усадьба Чирчубэвур на юге Стреймоя. Чирчубэвур в переводе означает «церковная земля». Здесь находится древнейший из действующих на архипелаге храмов белокаменный собор XII века, который навсегда остался католическим епископатом. Здесь же находится недостроенный кафедральный собор святого Магнуса. Возможно, что с кафедры собора проповедовал легендарный Сверри, о котором «Фарерская сага» сообщает, что он был внебрачным сыном норвежского короля и рожден в гроте на острове Стреймой, у вершины Чирчубэкамбур. Когда он вырос, то получил сан священника при епископате, а с 1184 по 1202 год был королем Норвегии под именем Сверрир Сигурдарсон.
Собор не раз перестраивался, предполагают, что он был воздвигнут в честь короля Олава, канонизированного церковью. Большая часть имущества собора перевезена в Национальный музей в Копенгагене, а изображение Девы Марии XIII века находится в музее фарерских древностей. Роспись над алтарем принадлежит известному фарерскому художнику Соамалу Йоенсену Мичинесу (1906—1979), на ней изображено бушующее море, корабль, а над ним — образ Девы Марии.
Кафедральный собор святого Магнуса расположен в двух десятках метров выше по склону. Его строительство начал около 1300 года епископ Эрлендур (1269-1308). Постройка самого величественного и дорогостоящего храма на архипелаге оказалась не по силам фарерцам, они восстали и изгнали епископа. Руины храма сохранились до наших дней. Стены готической церкви достигали толщины в полтора метра. Крыша так и не была собрана. На стенах — высеченные из камня 12 крестов, из которых полностью сохранилось лишь шесть, два сохранившихся частично находятся в Национальном музее в Копенгагене. Латинские тексты возле распятия сообщают, что здесь захоронены мощи блаженного мученика-конунга Оркнейских островов — Магнуса и епископа Исландии — святого Торлака.
Метрах в двухстах южнее по берегу находятся остатки третьей, менее древней католической церкви. Католичество от века к веку набирало здесь силу. Известны имена тридцати трех католических епископов Фарерских островов. К моменту церковной реформы 1538 года епископат Фарер владел 40 процентами всех земельных угодий архипелага, лишив многих наследников потомственных землевладельцев — оуальсмэавуров их и без того мельчавших от поколения к поколению земельных участков. Реформация не только лишила католическую церковь всех земель и статута единственного и могущественного феодала архипелага, но и образовала новую общественную силу — так называемых королевских крестьян из числа тех, кто пожизненно арендовал земли датского короля. Король стал главой новой церкви реформатской, или евангелическо-лютеранской. Официальное ее название — «народная церковь» («фолчечирчу»).
Епископство в Чирчубэвуре пало. Роскошь католических храмов сменилась аскетичной скромностью. В 1913 году на Фарерских островах было 13 церковных приходов с шестьюдесятью храмами и двумя молельными домами. С приходом лютеранства богослужения стали вести на датском языке, а с 1939 года — на фарерском.
На севере острова Стреймой сохранилась каменная церковь времен Реформации. Сначала она стояла в селении Ченувуйк («маленький залив»), а в 1856 году была перенесена в усадьбу королевского крестьянина в Саксуне («тюлений хвост»), став после 1940-х годов вместе с усадьбой музеем народного быта.
Над «гаванью бога Тора» Тоурсхавном высится действующая евангелическо-лютеранская церковь Хавнар Чирча («церковь гавани»). Она построена в 1788 году и рассчитана на 600 прихожан. В ней сохранилась церковная кафедра 1788 года, купель для крещения 1601 года и серебряное распятие 1713 года. Вокруг церкви освященное 200 лет назад кладбище, которое не используется для захоронений более 100 лет. Фарерским почтовым ведомством выпущена серия марок к 200-летию Хавнар Чирчи.
На восточном берегу острова Стреймой в селении Квалвуйк в 1829 году из обломков корабля, потерпевшего здесь крушение, была сооружена деревянная церковь, которая действует до сих пор. В первой половине XIX века датский священник Николай Грундтвиг возглавил возрожденческое течение — грундтвигианство в знак протеста против атеизма, рационализма в духовной жизни и застоя — в экономической. Опираясь на ярчайшие страницы истории скандинавов и не в последнюю очередь на блеск далекой эпохи викингов, Грундтвиг стремился поднять национальное самосознание скандинавов, ведя проповеди в созданных им и его последователями народных университетах. Членами этого движения стали выходцы из лютеран.
Когда пишут, что на Фарерских островах студент-богослов, впоследствии ювирпрест, В. У. Хаммерсхаймб во второй половине XIX века создал из местных диалектов фарерский язык, а королевский крестьянин из Чирчубэвура Иоаннес Пеатурсон стал добиваться культурной автономии и в 1906 году создал вторую на этих островах политическую партию — партию самоуправления, то имеют в виду именно приход возрожденческого грундтвигианства на архипелаг.
У фарерцев свободная речь и гордая осанка. Это мир независимых людей. Фарерцев в начале XIX века было около 5 тысяч человек, а в 1990 году — 48 тысяч. Эти люди инициативные, деятельные, без «ортодоксальной кротости». Здесь нет безработицы и высок жизненный уровень, несмотря на то, что все товары (кроме рыбы) импортные. Среди моих знакомых были баптисты, католики, члены «народной церкви». Но кроме одетых в униформу членов Армии спасения было трудно угадать, к какой конфессиональной общине относится тот или другой из них. Зато всех фарерцев отличает милосердие, терпимость, радость бытия на земле и надежда на счастливое загробное существование души.
Автор: Г. Анохин.
P. S. Также стоит заметить, что жители Фарерских островов такие же прирожденные рыбаки как например жители Приморья, больше о котором можно узнать на сайте http://primtoday.ru/.