Обрядовая сторона украинских писанок
Большую культурную роль кроме орнаментации пасхальных яиц играет еще и их обрядовая сторона в значении обычаев при разрисовывании писанок. В селе Гринява на Гуцульщине сохранился чрезвычайно интересное, давнее сказание, лучше всего иллюстрирующее, значение окраски пасхальных яиц. Итак:
«Жил когда-то и до сих пор живет где-то в темном яре злой дух Пекун, как второй Ирод, прикованный двенадцатью цепями к скале. С того ужасного места он высылал и дальше шлет своих слуг, малых чертят, на прогулки по всей земле. Когда один из них возвращается, Пекун спрашивает: .. или говорят люди между собой, или нет? «Если он услышит, что не говорят, что сердятся, обижаються, тогда радуется, ибо его это люди. Далее спрашивается Пекун: «или дети уважают своих родителей, сосед ли завидует соседу, и пишут ли женщины писанки, или нет? » Когда же его посланцы скажут, что пишут, исповедуются и живут с собой (и другими) в согласии и мире, тогда он аж заходится от плача, ибо – те, кто пишут писанки, это не его люди. Плача, Пекун пытается сорвать цепи, поэтому кузнецы скрепляют железо сильнее, и так долго будут приковывать его, пока он не сорвет цепей. Но это зависит только от того, будут ли женщины писать писанки, или нет. Как долго они будут писать, так долго будет стоять мир, а когда перестанут, наступит конец света».
В духе украинских народных верований, писанки имеют выразительные приметы талисманов, амулетов. Их держат по домам для охраны от всевозможных болезней, грома, от нищеты и горя. Интуиция нашего крестьянина стремится найти средства защиты перед разрушающей силой природы и с целью сохранения собственного имущества, иногда — очень небольшого. Мужицкая пашня, дом и конюшня зачастую подвергаются множеству несчастий, и поэтому уже подсознательно в воображении их владельца порождается желание противодействовать всем стихиям. Привязанность к своему добру и одновременно удивление или страх перед могущественными силами влияли на формирование оригинальных взглядов, отраженных в бесчисленных поверьях, поговорках. Популярным средством охраны хозяйства стала именно писанка. Ведь, прежде всего, она могла выполнять роль благотворительной вещи — ввиду своей символики и поэтому ей приписывают силу осуществлять пожелания хозяина, отведение опасностей и помощь в несчастье.
Какой обрядовой цели служила писанка в глубокой древности, еще в языческие времена, — это закрыто дымкой исторической тайны. Но учитывая ее исключительное значение в представлениях нашего крестьянства до нынешних времен, можно легко догадаться, что в древности она должна была быть каким-то очень важным средством религиозного культа. Даже там, где сегодня меньше уже верят в ее магическую силу, все же сохраняется немало интересных обычаев, они являются останками бывшего культа писанки. Ее победил только один символ — крест и домашняя иконка, которую с полным доверием использует и современный крестьянин для охраны перед пожаром, бурей и искренне молится к ним среди горя.
Писанку считают «чортогоном», вещью, которая нейтрализует вредную работу злых духов, устраняет всякую нечистоту и дрянь. Еще старинные римляне лечили больных, натирая тело больного яйцом. Они думали, что болезнь переходит из тела в яйцо, следствием чего больной приходил к здоровью, однако такое яйцо содержало уже в себе все заразные испарения. Именно поэтому его нужно было вынести где-то на пути и там оставить. Разбивать отравленное яйцо не решался никто, потому как скрытый в нем демон немедленно бы перешел на того, кто освободил его от оков яйца и человек становился бы затем жертвой, болел бы тем самым недугом. Нет сомнений, что подобные наивные средства лечения должны были существовать когда-то и у нас, тем более, потому что до сих пор встречаемся с ними в некоторых местностях Украины, только наши «рецепты» не являются такими грозными, как древнеримские.
Украинские знахари верят в лечебное действие писанки без неприятных последствий для того, кто хотел бы ее после разбить. Так, например, на Кубани лечат тяжелую лихорадку таким образом, что на шею больного вешают писанку, которая лежала в церкви в ночь перед Пасхой. Или засушивают несколько освященных яиц, затем растирают желток в порошок и это дают выпить больному с водой, или подкуривают его скорлупками с яиц. Так что тут видим этапы перехода в верованиях от языческой формы с изменениями, в виде христианских практик (хотя язычество и христианство уже настолько переплелись в украинских народных верованиях, что трудно их отделить одно от другого). Если посмотреть на все это со стороны психологии, то тут имеют место положительные аффирмации (самовнушения) связанные и с писанками и ее лечебными свойствами. И если больной человек искренне в это верит, они действительно помогают и лечат (к слову, это можно использовать не только при болезнях, вашему вниманию положительные аффирмации на каждый день).
Писанки используют у нас также во время пожара при гашении огня. Ее бросают в огонь, и он должен тогда потухнуть. Но больше всего должна помогать в этом случае первая пара яиц, крашеная тогда, когда закладывается плащаница или писанка, которую сам священник дарит в церкви. Эти освященные писанки бросают в случае пожара со стороны, с которой дует ветер, чтобы повернуть его в другую сторону.
Пасхальным яйцам приписывают большое влияние на урожай. Поэтому крестьяне, уходя весной первый раз в поле, берут с собой скорлупу писанок и закапывают в землю, потому что это – по их мнению, — должно повлечь прекрасную жатву. На Вознесение же подкидывают красно крашенные яйца над полями с рожью, чтобы колосья так высоко поднялись, как высоко летит яйцо. Даже там, где зерна плохо возросли, катят по полю писанку, чтобы таким образом поправить состояние посева. В некоторых местностях существует убеждение, что яйца — или хотя бы их скорлупки, охраняют зерно от мышей и поэтому при собирании сжатого хлеба в дом, кладут под снопы черепки яйца. Когда выгоняют скот в день св. Юрия, гладят ими лошадей от головы до хвоста и приговаривают «как яйцо гладкое и круглое, так и мой конек пусть будет гладкий и сытый».
Пасхальные яйца кладут на могилах или закапывают их на кладбище. Иногда выбирается туда целая родня, чтобы угоститься освященным с близкими себе умершими. Глава семьи разбивает на кресте писанку и делится ею с остальными членами семьи, а кто среди них положит на гробе освященное яйцо, которое первый получил, тогда покойник все услышит, что о нем говорят.
На Украине сохранилось древнее сказание о «Рахманской Пасхе». Наши крестьяне верят, что далеко от нас живет бедный народ Рахманы, которые не имеют собственного календаря (прямо как «дети понедельника» из одной известной песни) и поэтому не знают, когда приходятся Пасхальные праздники. Итак, чтобы это возвестить им, надо бросить известковые лушпинки на воду, которые доплывут до Рахмании и ее жители узнают хотя бы, таким образом, о дне Христового Воскресения.
И, в конце концов, писанки сохраняют любовную силу, они могут вызвать, или скрепить любовь. Однако парни и девушки одаривают себя ими еще и за танец, или чтобы выкупиться от обливания в обливной понедельник. И все же наиболее подходящим моментом раздачи тех ярко-рисованных яиц являются наши несравнимые гаивки. Тогда — когда по полям, покрытым молодой, зеленой травой, несется прекрасная обрядовая песня, в которой так много содержания и поэзии, когда на фоне старой сельской церквушки передвигается хоровод девушек и парней, одетых в пышные народные костюмы, все вяжется в той картине в прекрасную целостность. И между тем певучим обществом восстают новые чувства, новые желания, а осуществить, закрепить их должна — писанка.
Автор: Дамиан Горняткевич.