Паломничество атеиста на святую землю. Продолжение.
Это произошло в 1947 году. Некий бедуин из Иордании, занимавшийся контрабандой, забрался в одну из многочисленных горных пещер на берегу Мертвого моря, просидел там ночь, а наутро обнаружил в одном из углублений глиняный горшок с крышкой. Открыв крышку и пошарив внутри, бедуин извлек на свет кожаный свиток. В Вифлееме он отнес свиток сапожнику в надежде на то, что тот сделает ему из находки удобную обувь. Но кожа оказалась старой и на ботинки не годилась. Тогда бедуин продал свиток старьевщику, и старьевщик, подумав, выставил его в витрине своей лавки. Вероятно, вы уже догадываетесь, что случилось дальше. Конечно же, в лавку старьевщика наведался не кто-нибудь, а профессор Иерусалимского университета Сукейник. Профессор увидел свиток и… окаменел, пораженный находкой: в лавке старьевщика была выставлена рукопись, написанная 2000 лет назад.
Через неделю бедуин-контрабандист был найден и представлен Сукейнику, еще через некоторое время профессор получил за большие деньги еще несколько кожаных свитков. Дальнейшему помешала вспыхнувшая между арабами и евреями война. После окончания боев правительство Иордании, наслышанное о ценных рукописях, которые находят в Кумранских пещерах, обшарило все до донышка и выставило найденное на аукцион. За немалые деньги три четверти свитков купили университеты Израиля, четверть досталась Ватикану.
Так о чем же поведали Кумранские рукописи, почему их находка была подлинной мировой сенсацией?
Во-первых, было установлено, что авторами свитков были ессеи (Сыновья Света, как они называли себя) — ветвь служителей иудейского Храма. Они нашли в себе смелость признать, что Храм осквернен корыстью, а официальная вера — угодничеством перед сильными. Они покинули Иерусалим, предсказав вечному городу и Храму скорую гибель, обрекли себя на долгое изгнание и, перейдя иудейскую пустыню, поселились в Кумранских пещерах близ Мертвого моря. Сегодня ученые утверждают, что эти еретики и диссиденты были духовными праотцами первых христианских общин. Во всяком случае, именно ессеям принадлежит великая христианская идея непротивления злу насилием.
Во-вторых, они сохранили в своих свитках библейские тексты, полностью совпадающие с известными нам сегодня.
В-третьих — и это самое поразительное, — ессеи оставили свою мудрость, свою выстраданную и сохраненную в пещерах науку праведной жизни до востребования тем поколениям израильтян, которые вновь обретут и родину, и Храм. Так вот, первый ессейский горшок был найден не раньше и не позднее, а именно в 1947 году, когда было создано государство Израиль.
В саду над вечным городом
Лучше всего проститься с этой страной в Гефсиманском саду, у подножия Масличной горы, где нет суеты старого города, но только деревья и камни. Здесь всегда росли оливы. Это удивительное дерево, которое способно жить несколько тысячелетий. Оливы Гефсиманского сада никто не выкапывал и не пересаживал с тех пор. И если у деревьев есть память, то эти помнят очень много. Спросить бы у них…
По Библии, именно здесь Иисус Христос провел последнюю ночь перед арестом. Ученики его спали, а сам он, предчувствуя свою судьбу, молился. Его тогдашняя молитва названа сегодня молитвой о чаше. На мой взгляд, она поразительная. Вот что он говорит: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем, не как Я хочу, а как Ты».
Коль так, то тогда тому молодому человеку из Назарета действительно открылось многое. Достаточно того, что 2000 лет назад он понимал: не желаниями человека движется жизнь, но естественным и необратимым ходом вещей, в котором чему быть, того не миновать. Во всяком случае, он знал об этой великой космической реке, которую нельзя ни перекрыть, ни пустить по новому руслу, в которую нельзя ступить дважды…
Увы, друг мой, наверное, все так. Во всяком случае мне, дилетанту, стоящему в Гефсиманском саду, простительно думать, что на том берегу этой великой реки жизни ничего уже не будет. А будет только здесь, только сейчас, пока звездное небо над головой, пока нравственный закон во мне. Пока мы живы.
Автор: Юрий Лепский.