По следам Збручского идола
Мы долго идем по мрачному, дремучему лесу. Местные с нами не пошли — опасаются этих мест, и мы идем одни, ищем гору Богит. Поднимаемся на всхолмления, продираемся сквозь тесные заросли и не находим. Наконец слышим радостный крик Марины Ягодинской, сотрудницы Тернопольского краеведческого музея: «Нашла, нашла!» И вот он перед нами, культовый центр язычников, огромное святилище древних славян. Густой лес, каменные валы, заросшие мхом, недвижная, глухая тишина, уснувшее царство. И начались раскопки.
В августе 1848 года после продолжительной засухи, когда в реке Збруч (притоке Днестра), служившей тогда границей между Россией и Австрией, сильно понизился уровень воды, пограничная австрийская стража заметила выступающую из воды… шляпу. При ближайшем рассмотрении оказалась она каменной и покрывала четырехгранный каменный столб высотой два метра шестьдесят семь сантиметров. О своей находке пограничники сообщили местному помещику в село Лычковцы (теперь Гусятинский район Тернопольской области). Потребовалось три пары волов, чтобы вытянуть этот столб из воды. Через некоторое время каменный обелиск, увенчанный четырехликой головой, покрытой высокой круглой шапкой, с вырезанными на его четырех гранях изображениями приобрел любитель древностей М. Потоцкий. Он сообщил о находке в научное общество, в Краков. В 1851 году обелиск перевезли в Краковский музей, где и по сей день он занимает почетное место.
В научном мире обелиск получил название Збручского идола, или Святовита, бога балтийских славян. Стоит ли говорить, что он вызвал огромный интерес в научном мире. Интерес этот и поныне не угас — рельефные изображения, покрывающие все четыре стороны обелиска, не дают покоя специалистам. Это единственное найденное на славянских землях изваяние, где рельефные изображения так сложно и продуманно скомпонованы. Все известные идолы, которым поклонялись славяне-язычники, гораздо примитивнее. В письменных источниках лишь упоминаются многочисленные языческие боги, а описания их очень кратки. Например, Перун — деревянный, а голова его — серебряная, а ус — золотой («Повесть временных лет»).
Збручский идол — произведение искусства. Изображения на его гранях разделены на три горизонтальных яруса, и исследователи вполне обоснованно утверждают, что это связано с представлениями язычников о делении Вселенной на три части: небо — мир богов (верхний ярус); землю, где живут люди (средний ярус); и подземный мир, таинственные обитатели которого держат на себе землю (нижний ярус). В верхнем ярусе на каждой из четырех сторон обелиска изображены в полный рост фигуры четырех божеств, увенчанных одной общей шапкой. На главной, лицевой стороне помещено женское божество (возможно, богиня плодородия) с турьим рогом в правой руке. На другой грани — мужская фигура, держащая слегка изогнутую саблю с перекрестием (такого типа сабли были распространены в IX—XI веках). Рядом — фигура коня. На тыльной стороне — изображение мужского божества, и на четвертой грани — женское божество с кольцом в руке. В среднем ярусе изображены чередующиеся фигуры мужчин и женщин, а в нижнем — три фигуры усатых мужчин.
Расшифровка изображений Збручского идола как символов представления о трехъярусном строении мира особых возражений в научном мире не вызывает. Но относительно назначения идола, времени его создания, этнической принадлежности существует много самых различных мнений. Нечто, похожее на Збручского идола, искали среди изображений тюркских кочевников, народов Тибета, Японии, Китая, Монголии, Греции, Германии, кельтов, западных славян и других стран и народов. Некоторые исследователи пытались доказать, что место, где найден идол, было ареной деятельности кочевников, а о славянах же не упоминали вовсе.
Как бы горячи ни были споры, решить, к какому времени и какому народу принадлежит Збручский идол, можно лишь после тщательного археологического обследования окрестностей и, конечно, точного определения места, где он стоял. Этого до последнего времени не было сделано, и такую задачу поставила перед собой Прикарпатская экспедиция Института археологии.
Экспедиция — это три взрослых человека, два профессиональных археолога, авторы статьи, и третий — Марина Ягодинская, сотрудница Тернопольского краеведческого музея, которая и произнесла слово «нашла», а остальные — молодежь, студенты и школьники, те, кого привлекает романтика археологических работ и перспектива немного заработать.
Мы решили, что такой сложный памятник, как Збручский идол, должен был украшать крупное языческое святилище. Древние авторы свидетельствуют, что славянские святилища были ограждены. Арабский путешественник Ибн-Фадлан, описывая святилище русов X века на Волге, говорит, что оно состоит из «…высокой воткнутой деревяшки, у которой (имеется) лицо, похожее на лицо человека, а вокруг нее маленькие изображения, а позади этих изображений — (стоят) высокие деревяшки, воткнутые в землю».
«Деревяшки, воткнутые в землю», — это частокол, на колья которого при жертвоприношениях, как писал тот же автор, «вешали головы рогатого скота и овец». Ограждали свои святилища и западные славяне. Немецкий хронист Гельмольд писал, что Староградское святилище было окружено «тщательно отделенной оградой с двумя воротами».
Из других источников можно узнать, что ограждения языческих святилищ были не только деревянными, но и земляными. В сочинении «Память и похвала князю Владимиру» говорится: князь «храмы идольские и требища всюду раскопа и посече и идолы сокрушил». Требище — это вся огражденная площадь, на которой совершались моления, находились идолы и жертвенники. Эти требища — святилища, как свидетельствует упомянутый документ, были ограждены, помимо деревянных стен, которые при уничтожении в связи с принятием христианства нужно было рубить («посече»), и земляными валами, так как их приходилось раскапывать («всюду раскопа»). Но главное, что из этого документа следует, — это что у славян были городища-святилища, то есть культовые места, огражденное валами.
Городища-святилища восточных славян изучены очень плохо, и потому, прежде чем приступать к поискам Збручского святилища, нужно было определить археологические признаки такого рода памятников. Мы, авторы статьи, занимались этим долго, около тридцати лет. Тщательно обследовали памятники западных областей Украины. Последние же годы наша экспедиция обследовала славянорусские городища на Днестре и Пруте.
В ходе поисков удалось выделить шесть типов городищ-святилищ. Небольшие площадки этих городищ, обычно круглой или овальной формы, не были застроены жилищами, а предназначались для идолов, это были капища («кап» — древнее наименование идола). Площадки окружены невысокими валами, не имевшими оборонительного значения, а на их плоских вершинах горели огни и язычники приносили жертвы богам. Площадки-алтари устраивались и на плоском дне рвов, которые также ограждали города-святилища. Рядом с капищами, иногда между концентрически расположенными валами и рвами, стояли большие дома общественного назначения.
В таких домах, как свидетельствуют письменные источники и этнографические данные, собирались для трапез, свадеб, поминальных пиров, исполнения магических обрядов. Теперь, когда главные археологические признаки городищ-святилищ нам стали известны, можно было приступить к поискам на реке Збруч, в том районе, где был найден знаменитый идол. Берега здесь холмистые, перерезаны глубокими оврагами и поросли старым лесом. Местность называется Медоборы. Самый высокий в Медоборах холм в полутора километрах от пункта, где нашли идол, здешние жители называют горой Богит. Ее-то, как уже сказано в начале статьи, мы и искали, отправившись сюда.
Продолжение следует.
Автор: И. Русанова, Б. Тимощук.