По следам Збручского идола. Продолжение.
Еще в 1848 году М. Потоцкий, первым обративший внимание на Збручского идола, обошел окрестности и высказал предположение, что идол мог стоять именно на Богите. И, конечно, с того времени тут побывало множество самых разных людей. Но, очевидно, не так просто было найти эту гору. Оказалось, что первоначальное городище очень древнее — его валы сложены из камней еще в скифское время (V—IV века до новой эры). В древнерусское время, в X веке, восточные славяне (по летописи, тут жили волыняне) устроили на месте городища языческое святилище. Здесь все заросло лесом, и благодаря этому древние сооружения дошли до нас в почти не потревоженном виде. Наверху городища-святилища находилось капище — площадка 70 на 50 метров, на которой были устроены алтари.
В самом высоком месте капища стоял идол. Его пьедестал, диаметром 9 метров, возвышался над окружающей площадью на полметра, и почти в его центре сохранилась квадратная яма, вполне соответствующая по размерам квадратному основанию Збручского идола. Вокруг каменного пьедестала — восемь жертвенных ям, ряд которых прерывался лишь с севера, где оставлен проход к идолу, тщательно выложенный каменными плитами. Жертвенные ямы довольно большие. В двух открыты погребения мужчин в возрасте около шестидесяти лет и еще в двух найдены скелеты детей двух-трех лет. Среди камней много разбитой посуды X—XII веков, кости животных, угли.
Это довольно сложное сооружение могло быть вполне достойным основанием для величественного Збручского идола. Оно напоминает языческое святилище в Перыни под Новгородом, раскопанное в пятидесятых годах прошлого века. Там круглое возвышение также было окружено рвом с восемью ямами, а в центре стоял идол Перуна, сброшенный после принятия христианства в озеро Ильмень. В отличие от Збручского сооружение в Перыни, выкопанное в песке без всяких каменных конструкций, было немного больше, но гораздо хуже сохранилось, и его очертания восстанавливались по фрагментам.
На капище Збручского святилища рядом с пьедесталом для идола был устроен еще жертвенник — курган из камней, обставленный большими каменными плитами. В центре — углубление, постепенно заполнявшееся жертвоприношениями: костями животных, разбитой посудой, обломками стеклянных браслетов.
За пределами капища, но на территории, окруженной дополнительными культовыми валами и рвами, были еще обнаружены два больших общественных дома и рядом с каждым из них — ритуальные колодцы, выбитые в скале; здесь же находились жилища-полуземлянки и могильник с трупосожжениями.
Большие дома (60 — 80 метров в длину) представляли собой наземные постройки столбовой конструкции, стены которых были обмазаны глиной. Дома предназначались для отправления языческих культов, возможно, для поминания усопших предков, поклонение которым занимало в языческих верованиях славян видное место. Рядом с одним из домов находилось помещение с большой глинобитной печью, предназначенной для выпечки хлеба.
Жилища-полуземлянки, расположенные на городище, на священной земле, отличаются от обычных для этого времени славянских жилищ. Они небольшие, отапливались открытыми очагами. В то же время полуземлянки на городище, судя по находкам горшков и мисок, кухонных отбросов, использовались как постоянные жилища. Возможно, в X—XI веках в этих полуземлянках и жили служители языческого культа. В это время жрецы (в летописях они названы «волхвы») жили обособленно, совершали жертвоприношения, занимались гаданиями, разрабатывали религиозные правила и ритуалы, изготовляли предметы культа (возможно, и Збручский идол был сделан здесь одним из жрецов из местного камня), выпекали ритуальный хлеб и т. п. Не исключено, что власть жрецов распространялась и на население окружавших городище-святилище поселений, — здесь обнаружено пять селищ, примыкающих к городищу. (Думаю, для лучшей ориентации по языческому капищу пригодилась бы специальная Карта Храмов, к слову похожую карту, только по христианским, а не языческим местам, можно найти на сайте Карта Храмов ).
Но открытия на этом не закончились. Вскоре экспедиция расширила территорию своих исследований и в пяти километрах от Богита обнаружила на реке Збруч в тех же Медоборах второе городище-святилище. Называют его местные жители Звенигородом. Такой же высокий холм, каменные валы, сооруженные в скифское время, позднее использованные славянами.
Второе збручское святилище гораздо больше первого — оно простирается с севера на юг на 700 метров и с запада на восток до 450 метров, и структура городища более сложная — его валы образуют разветвленную систему и ограничивают несколько отдельных площадок, на одной из которых, в самой верхней части городища, находилось не одно, как в Богите, а три капища. Одно было раскопано полностью. Здесь специально спланированная горизонтальная площадь круглой формы диаметром 10 метров. Ее поверхность вымощена камнями, а в центре естественная скала, подтесанная сверху. На камнях горели огни и разбрасывались дары богам: серебряные височные кольца, стеклянные браслеты, замки, ключи, топоры, стрелы, косы, ножи, серебряная иконка с изображением богоматери Оранты, обломки посуды, кости животных, куски черепа человека.
Найденные вещи имеют явно культовое назначение. Замки и ключи всегда считались символами сохранности, оберегающими их владельцев от злых сил, режущие и колющие предметы служили защитой от врагов. Серебряные и стеклянные украшения были любимы женщинами, они носили их и приносили в жертву богу. Иконка — христианский символ — также была отдана языческому богу как более почитаемой и мощной силе. Коровы, овцы, лошади — обычные жертвенные животные.
Рядом с капищем находился большой общественный дом такой же конструкции, как и на Богите. На его каменном полу был устроен очаг, а рядом лежали кости животных и все те же предметы, которые служили жертвоприношениями. Такие же общественные дома были расположены рядом с другими капищами, и в них также найдено много вещей. В одном из домов обнаружены кости нескольких человек и среди них — скелеты детей лет семи. По-видимому, эти большие общественные дома использовались для жертвоприношений.
На городище открыты и другие постройки, где приносились жертвы. Это сравнительно небольшие прямоугольные помещения с полом, углубленным в землю, и со стенами из столбов. В одном из них на полу около очага лежали обожженные зерна ржи и проса и рядом с ними — два перекрещивающихся серпа, сверху был положен череп человека и обожженные кости. В стороне у стены лежали части скелета другого человека, также обсыпанные пережженным зерном. Все обряды, совершаемые в этом помещении, вероятно, связаны с земледельческим культом плодородия. Подтверждением этому служат и устроенные в стенах помещения с большими округлыми печами, служившими для выпечки хлеба. Это помещение было сооружено на месте, где в более раннее время находилось несколько таких хлебных печей. Обряды в этом помещении совершались несколько раз, и в каждом случае остатки старых жертвоприношений засыпались землей и снова разжигался огонь.
При засыпке сюда были положены дорогие вещи — массивный серебряный браслет и четыре височных кольца, сделанных из золотой проволоки с нанизанными на нее золотыми бусинами. Найдены здесь и другие вещи, в том числе тот же символ сохранности — замок.
В других жертвенных помещениях на городище также открыты хлебные печи и найдены многочисленные вещи. В одном находился скелет подростка лет одиннадцати, положенный на бок в скорченном, «утробном» положении; в другом — костяк коровы. К городищу-святилищу Звенигород так же, как и святилищу в Богите, примыкали пять селищ. На них открыты обычные для славян этого времени и территории жилища-полуземлянки с характерными печами-каменками. Здесь же — ремесленные мастерские с очагами и рабочими площадками, сложенными из камней.
Таким образом, там, где обнаружен Збручский идол, находился большой культовый центр славян-язычников, состоящий из двух городищ-святилищ и примыкающих к ним поселений. Оба городища возникли в скифское время, а славянами использовались с Х—XI веков, но наиболее интенсивно в первой половине XII века, хотя отдельные жертвоприношения совершались вплоть до XVII века; затем это место было использовано уже христианами. В XII веке происходило возрождение язычества, на что исследователи уже давно обращали внимание при анализе других источников. Язычество с принятием христианства в X веке не было побеждено, и в период феодальной раздробленности на Руси усиливало свои позиции, святилища вновь были возрождены и действовали. Это теперь нашло вещественное подтверждение.
Окончательно решены и споры о принадлежности Збручского идола. Он был сделан славянами из местного известняка в X веке и, вероятно, стоял на святилище вплоть до XIII века. Его убрали и спрятали около реки Збруч сами язычники, очевидно, в связи с какой-то опасностью, угрожавшей идолу. Он был отвезен на полтора километра в сторону, и его сумели сохранить в неповрежденном виде. Все полученные при раскопках данные — характер жилых построек, находки вещей и керамики — свидетельствуют, что идол изготовлен восточными славянами и нет никаких оснований называть его Святовитом — божеством балтийских (западных) славян. Вполне возможно, что автор «Слова о том, како погане сущи языци кланялися идолам» имел в виду именно изображения типа Збручского идола, когда писал, что восточные славяне «начата требы класти роду и рожаницам».
Автор: И. Русанова, Б. Тимощук.