Победоносный лавр
Греческий миф о происхождении лавра на первый взгляд стереотипен и мало что дает для понимания особого отношения к лавру на протяжении тысячелетий. Согласно мифу, изложенному в «Метаморфозах» Овидия, прекрасная нимфа Дафна, дочь Геи и речного бога Пенен, дала обет безбрачия; однако влюбленный в нее Аполлон не оставлял своих притязаний, и боги превратили Дафну в лавр. Но лучезарный бог продолжал любить ее и в новом обличье: она стала его священным растением. Более того, как повествует один из гомеровских гимнов, Аполлон даст прорицания из лаврового дерева.
Да, лавр — не только известный символ победы и славы, счастья и бессмертия: это также дерево прорицателей (английский поэт и мифолог Роберт Грейвс считает пророчицей и Дафну). Некоторые прорицатели (греки их называли «дафнефаги» — «питающиеся лавром») жевали лавровые листья, носили венки из них. Считалось (об этом пишет П. Седир), что такие венки препятствуют адским видениям — а, значит, источник прорицаний будет чист. Не эти ли представления породили один из европейских символов поэтического вдохновения — лавровый венок?
Существовало и гадание на листьях лавра: их бросали в огонь, и если они сгорали с треском, с искрами, это было предзнаменованием счастливой судьбы. Если листья не трещали, гадающему следовало опасаться несчастья. Наблюдали при этом и за движением дыма (наилучший вариант — когда дым, не колеблясь, устремляется к небу, к горним сферам).
Неподвластное аду, недоступное даже ударам молнии благородное дерево (латинское его название: laurus nobolis — лавр благородный), дерево вдохновенной мудрости — о какой мудрости оно свидетельствует? Следуя общепринятому толкованию античных мифов, когда, скажем, Гиацинт и Кипарис — любимцы Аполлона, превращенные в деревья, — рассматриваются как его ипостаси, можно предположить, что Дафна — ипостась мудрости этого бога (вспомним, что Аполлон не только лучезарный, но и вещий). Тогда это солнечная мудрость, и вряд ли ее можно считать наследием только эллинской культуры. Корни наверняка глубже.
Великий сказочник и тайновидец прошлого века Джон Рональд Руэл Толкиен в своем «Сильмариллионе» пишет о двух священных Древах, Белом и Золотом, которые пришли в наш мир в Предначальную Эпоху, когда людей еще не было на земле. Древа озаряли Благословенную Страну, земной рай; они стали его главными святынями. Имя одного из Древ — Лаурелин. В священном языке Предначальной Эпохи «лаурэ», согласно Толкиену, означает «цвета золота». Золото традиционно связывается с Солнцем, с Аполлоном…
Впрочем, в описании обоих Древ есть нечто близкое реальному лавру — в его сияющем, прославленном облике: «У одного дерева листья были темно-зеленые, а снизу сияли серебром, и с каждого из бесчисленных цветов стекала серебристая свет-роса, а землю под деревом пестрили тени трепещущих листьев. Листва другого была нежно-зеленой, как у молодой березы, и каждый лист окаймляло мерцающее золото. Цветы свешивались с его ветвей гроздьями желтого пламени, и каждый цветок был подобен блестящему рогу, изливающему на землю золотой дождь» (перевод Н. Эстель).
С этими Древами и их потомками переплетается вся толкиеновская история мира. Мы еще только приступаем к истолкованию творений великого сказочника, и кто знает, какие соответствия с истинной историей мира откроются в его наследии. Во всяком случае, лавр — древнее дерево; в третичном периоде, миллионы лет назад он был распространен много севернее, чем теперь,— в нынешней Англии, Германии, России — там, где, по-видимому, и располагалось Средиземье Толкиена…
Автор: Е. Лазарев.
P. S. Духи вещают: А еще некоторые виды лавра имеют свойства отгонять таких порой надоедливых комаров и прочих москитов, что вполне заменяет хорошие москитные сетки.