Под сенью древа мудрости
Существует народное индийское поверье, что в ветвях липпалы обитают Божества, уничтожающие зло и благоприятствующие духовному прозрению. Видимо, поэтому буддийская традиция и усадила принца Сиддхартху под развесистую крону липпалы, дабы сумел он постичь, наконец суть бытия и пути к преодолению страдании человеческих. Предание гласит, что на 49-ю ночь этот отшельник из рода шакьев (Шакямуни) после глубочайших размышлений и борьбы с Марой, богом смерти обрел высшее знание и стал Буддой Просветленным. В память об этом легендарном событии, происшедшем неподалеку от местечка Гая (ныне — Бодх Гая в штате Бихар) жена царя Индрагнимитры из Магадхи возвела храм (I в. до н. е.) рядом с «исторической» липпалой известной как Бодхидрума — Древо Мудрости.
Главные, восточные, ворота — две резные гранитные колонны и горизонтально лежащая на них балка ведут к этому пирамидальному храму Великой Мудрости (Махабодхи). По углам храмового цоколя стоят башенки пристроенные в конце XIX века, повторяющие облик центральной четырехугольной пирамиды основание которой 14 на 15 метров. В отличие от других культовых сооружений Северной Индии храм Махабодхи не считая его навершья имеет только прямолинейные контуры, что позволяет говорить об уникальности этого архитектурного памятника. Его глухие стены украшены рядами ниш со скульптурами сидящего или стоящего Будды. В святилище находится его золоченая статуя — правая рука опущена у правого колена и касается земли, которую сидящий мудрец как бы призывает в свидетели своего духовного озарения. По ступенькам с обеих сторон святилища можно подняться на второй этаж, где установлено изваяние матери Сиддхартхи — Маии Диви.
Ранний буддизм не знал изображений Будды и его окружения. Буддийская иконография зародилась лишь на рубеже старой и новой эры, то есть через пять столетий после того как возникло философско-религиозное учение положенное в основу буддизма. Канонические образы Шакьямуни, по мнению ряда исследователей создавались под влиянием проникших в Северную Индию образцов греко-римской скульптуры и по мере распространения махаяны — учения «большой колесницы». Приверженцы этой ветви буддизма, ратуя в частности за сооружение изваяний Будды и их почитание, крайне мистифицировали его учение.
Круглый год стекаются в Бодх Гая паломники. Особенно много их в месяце Ваисакха (апрель-май, когда верующие в том числе индусы, празднуют одновременно рождение, просветление и нирвану Будды, который считается девятым воплощением индуистского бога Вишну. Странствующие монахи во исполнение своих обетов построили в храмовом дворе несколько небольших ступ с изваяниями Будды. Почва вокруг этих культовых сооружений многие столетия щедро сдабривается остатками от жертвоприношений — цветов и рисовых шариков.
Особым почитанием на территории храмового комплекса пользуется священное Древо Мудрости, растущее к западу от Махабодхи. Его сородичи (научное название этого вида деревьев — «фикус священный») быстро разрастаются отделяясь от ветвей центрального ствола, корни-жгуты достигают земли, легко укореняются в ней и образуют новые побеги.
Посещая Бодх-Гая, буддийские миссионеры и паломники увозили с собой черенки Бодхидрумы в самые отдаленные уголки Азии. Сын императора Ашоки (великого покровителя буддизма) в 288 году до нашей эры завез священный фикус на остров Шри-Ланка и посадил в селении Анурадхапур где, как утверждает местная традиция, он растет и по сей день. Когда в 1876 году буря в Бодх-Гая вырвала с корнями Древо Мудрости; из Анурадхапура привезли саженец и вырастили новое дерево Бодхи. А рядом поставили маленькую кумирню — на том самом месте, где сидел бывший принц.
Автор: Вадим Розов.