Религия древних кельтов. Часть третья
Первую и вторую часть можно почитать здесь и здесь.
Некоторые древние кельтские мифы очень сильно перекликаются с Христианством. Особенно миф о сотворении мира, описанный английским писателем Джоном Толкиеном в книге Сильмалирион. Хотя Сильмалирион книга Толкиена, однако в ней много всего взято из мифологии древних кельтов, не знаю точно ли история о сотворении мира придумана самим Толкиеном или заимствована, но безусловно заслуживает внимания. Кельты были очень музыкальным и певческим народом, большую роль играла музыка. И легенда о сотворении мира очень красиво и поэтично переплетается со священной музыкой. Кстати некоторые отголоски старинной кельтской музыки можно найти в творчестве многих современных ирландских и шотландских фолк-коллективов или даже в … творчестве знаменитой француженке и парижане Едит Пиаф. Ведь все настоящие француженки, (они же в древности галийки), имеют в себе также кельтскую кровь. Но вернемся к легенде, итак:
В начале был Эру, Единый. Звался Он Илуватара. Первыми сотворил Айнур, Священных. Они стали плодом Его мыслей и были с Ним раньше всех творений. Эру говорил с ними. Он предлагал им музыкальные темы, они воплощали их, и это было хорошо. Айнуры пели по очереди, лишь иногда — дуэтом или трио, другие слушали певцов, но в музыке каждый понимал лишь ту часть замысла Илуватара, от которой он был рожден, а музыка собратьев мало что говорила другим Айнурам. Но постепенно понимание росло, а вместе с ним росли единство и гармония.
И пришло время, когда Илуватара созвал Айнур и задал им тему, величием превосходившую прежние. Красота вступления и великолепие финала захватили Айнур, и в захваченном благоговении склонились они пред Илуватара.
И тогда Он сказал:
— Я создал вас от Вечного Пламя, Я дал вам тему и хочу, чтобы в гармонии и единстве воплотили вы ее в Великую Музыку. Нет предела совершенству, и Я с радостью буду слушать ваши песни.
И тогда, по слову Его, голоса Айнур: голоса-арфы и голоса-лютни, голоса-свирели и голоса-трубы, виолы, органы и многоголосые хоры — начали превращать тему Илуватара в Великую Музыку.
Сидел Илуватара и слушал, и Ему нравилась эта Музыка без единой ноты фальши. Тема нарастала, развивалась, но тут Мелькор захотел ввести в мелодию звуки собственных мыслей, противных теме Илуватара, потому что возжелал он возвысить силу и славу назначенной ему партии надо всеми.
Больше других Айнур одарен был Мелькор могуществом и знанием, и во всех дарах собратьев своих имел он долю. Часто уходил он один в Ничто, в надежде найти Вечное Пламя и самому стать творцом. Нетерпеливый и честолюбивый был Мелькор. Вечного Огня он не нашел — только Илуватара владел им. Но в долгих одиноких поисках думы Мелькора приняли строй, отличный от дум его собратьев. И теперь он вплетал эти думы в свою партию. Тотчас же в стройном звучании возник диссонанс.
Поющие рядом с ним Айнуры смутились, мелодии их начали стихать, а некоторые не смогли преодолеть силу Мелькора и стали вторить его музыке. Она же, окрепнув, заглушила и вобрала все остальные мелодии в шквал своих бурлящих звуков.
Неподвижно сидел Илуватара, вслушиваясь в это новое звучание. Казалось, трон Его стоит в центре неистовой бури, а вокруг бурлят яростные темные волны. Видели Айнуры, как, улыбаясь, встал Илуватара и поднял левую руку. Немедленно посреди гремящих звуков начала зарождаться и крепнуть новая мелодия, одновременно и похожа, и отличная от предыдущей, но красотой звучания превосходящая прежнюю. Опять взметнулся диссонанс Мелькора, вступил с ней в спор, и снова захлестнула волна звуков, ярилась и клокотала, пока голоса Айнур не утонули в ней и не замолчали, оставив лишь тему Мелькора.
Снова встал Илуватар, но теперь не улыбался Он больше. Поднялась правая рука Единого, и вот родилась среди смятения третья тема, не похожая на предыдущие. Поначалу казалась она тихой, нежной и чистой капелью ласковых звуков, но не было силы заглушить ее. Она набирала глубину и мощь, черпая их в самой себе, и вот уже казалось, что две совершенно разные мелодии звучат перед троном Илуватара. Глубока, широка и прекрасна была одна из них, ее красота рождалась из безмерной печали. Другая мелодия, хотя и обрела теперь цельность, оставалась громкой, блестящей, бесконечно повторяющейся пустотой. Мало в ней было гармонии, разве что звенящий унисон множества труб, повторяющих три-четыре ноты. Но как бы ни бушевали звуки, пытаясь заглушить первую мелодию, она легко вбирала гром и грохот в свой скорбный узор.
(Толкиен, Сильмалирион)
С этим отрывком можно провести много параллелей с Библией. Айнуры это ангелы, Мелькор — Люцифер (сын звезды, также известный как сатана, дьявол, нечистый. Вообще имеет много имен). Люцифер был одним из самых одаренных ангелов, но в своей безграничной гордыни решил, что может быть равен Богу, за что был свергнут с неба.
Другая интересная древняя кельтская легенда ирландского происхождения повествует нам о мифических братства фениев — священные отряды мужественных, сильных и храбрых воинов. Эти воины охраняли границы Ирландии, оберегая ее не только от физических врагов, но и от потусторонних темных сил. Стать таким воином было не просто. Не принимали в фении того кто когда бежал через лес хоть раз головой задевал ветку дерева, или под чьей ногой хоть раз хрустнула сухая ветка. Не принимали в фении того кто не составил 12 стихотворений. В легендах сохранились мудрые слова поучения главаря фениев — Финна, адресованные молодому воину, который недавно вступил в братство.
«Если хочешь стать великим героем, не показывай зря свою силу в доме мужей, побереги ее для битвы. Не бей без причины собаку. Не калечь дурака в бою, потому что не ведает, что творит. Не ищи изъянов в тех, кто выше тебя. Не торопись ссориться. Не будь грубым с простым людом. Но и не кланяйся всем подряд. Не угрожай и не клянись зря, иначе позор падет на твою голову. Никогда не покидай своего господина и ни за какие сокровища на земле не бросай того, кому обещал защиту. Не говори господину плохое о других, так не поступает настоящий воин. Не пересказывай слухи, это не мужское дело. Не говори много. Не торопись искать в других дурное. Будь храбрым, не восстанавливай против себя своих товарищей. Не ищи дурное у стариков. Не мешай простым людям заниматься своим делом. Не отказывай никому в куске мяса. Не скупись. Не береги свои руки, пока не кончится сражение. Не упускай счастье в бою. Не скупись на ласку после боя».