София Киевская
Зимой 1240 года opды Батыя ворвались в Киев. Трагичной оказалась судьба людей искавших спасения за церковными стенами. Под ударами таранов рухнул Десятинный храм — первая каменная церковь на Руси построенная при Владимире Святославиче. В городе, превращенном в груды развалин и пепла, выстоял лишь собор Святой Софии — Премудрости божьей. Его закладку летопись датирует 1037 годом.
Вошедшему в собор прежде всего бросается в глаза мозаика, изображающая богоматерь Оранту (Молящуюся). Исследователи связывают ее с образом «великои богини» плодородия Берегини (Земли), которая представлялась древним славянам в виде женщины с поднятыми руками. Люди видели в ней заступницу и в тяжелые для Древней Руси времена назвали Алтарную стену с Орантой «нерушимой стеной».
София Киевская была задумана Ярославом Мудрым как главный храм древнерусского государства. Помимо богослужений в нем проходили также церемонии «посажения» на княжеский престол, приемы иностранных послов. Здесь была первая на Руси библиотека, мастерская переписчиков книг и художников-миниатюристов.
Строился Софийский собор по сложившейся в Византии крестово-купопьной схеме. 12 столбов делят помещение на два крестообразно пересекающихся под куполом и одинаковых по ширине прохода неф (корабль), идущий от восточной алтарной стены ко входу в храм, и трансепт — поперечный проход. С увеличением числа столбов можно удлинить неф или же расширить храм дополнительными боковыми «кораблями». Софийский собор в Киеве — пятинефный.
Венчают Софию Киевскую 12 куполов, расположенных вокруг 13-гo, самого высокого, внутренний диаметр которого — 7,5 метра, высота от уровня древнего пола — 29 метров. Это многоглавие создающее пирамидально-ступенчатую конфигурацию здания также не имеет аналогии в византийском зодчестве. К началу XVIII века после многочисленных перестроек внешний облик Софийского собора сильно изменился. Прежним полусферическим куполам была придана грушевидная форма в стиле украинского барокко. Над двумя рядами открытых галерей, окаймлявших храм с трех сторон, были надстроены вторые этажи. В восточной части северных галерей находилась великокняжеская усыпальница. Уцелел в ней лишь мраморный саркофаг Ярослава Мудрого.
Лучше сохранилось первоначальное убранство интерьера. 260 квадратных метров мозаик 177 цветовых оттенков и около 3 тысяч квадратных метров фресковых росписей украшают стены, своды, столбы собора. Такое сочетание двух видов монументальной живописи в архитектурном памятнике — явление исконно русское.
Древние фрески Софии Киевской были обнаружены случайно, когда в 1843 году в одном из церковных приделов отвалилась часть штукатурки. Несмотря на противодействие духовенства был создан специальный комитет по раскрытию и восстановлению фресок. Однако это дело попало в руки плохо разбиравшихся в искусстве чиновников. В погоне за «благолепием» собора фрески XI — XII веков варварски «обновлялись» малограмотными иконописцами-поденщиками. Лишь после организации Софийского заповедника в 1934 году начались систематические работы специалистов по возрождению древнего архитектурного и живописного облика храма.
Росписи Софии Киевской прославляли не только власть небесную. Фрески башен, ведущих на княжеские хоры, изображали константинопольский ипподром. Императорская чета на трибуне как бы олицетворяла киевского князя и княгиню. Изображения охотничьих сюжетов, игр скоморохов, музыкантов вместе с фресковыми портретами членов семьи Ярослава Мудрого в главном нефе — единственные дошедшие до нас памятники светской монументальной живописи Киевской Руси.
Автор: Вадим Розов.
София Киевская: 3 комментария
Был там не раз. Но после прочтения этой статьи — начал смотреть на это место как-то по-особому. Красиво в Киеве. И древние церкви — это главная фишка города.
Да София Киевская удивительно место, как то так складывалось, что во время моего первого приезда в Киев, его осмотр начался именно с Софии Киевской.
А я наоборот. Добрался до нее только во второй свой приезд в Киев. Просто как-то так сложилось, что приезжая в Киев и отправляясь на Майдан, я потом инстинктивно шел в сторону Крещатика. Потом в сторону ТЦ Гуливер. И София всегда оставалась в стороне. Так вот только во второй свой приезд в столицу Украины я отправился специально к этой церкви. Мне она очень понравилась. Впечатляет. А от мысли о том, что этому строению уже столько лет — и вовсе мурашки по коже.