Сокровенная алхимия Успения
Сокровенный смысл Успения Богоматери таинствен и труднопостижим для жителей тленного мира. Ибо в Успении возвещено бессмертие — не только души, но и тела. Об Успении Божией Матери, как и о многих других событиях Ее жизни, повествуют не канонические книги, а апокриф: «Слово святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Успение Пречистой Владычицы нашей Богородицы» и его переработки. Эти апокрифы, оформленные на греческом языке в первые века нашей эры, основаны на предании древнейшей Иерусалимской церкви.
Согласно этому преданию, за три дня до Успения Деве Марии явился на горе Елеонской Архангел Гавриил и возвестил, что Христос призывает Ее переселиться в горние обители. Архангел вручил Богоматери сияющую ветвь из рая — как символ Ее грядущей победы над телесной смертью. И действительно, смерть Девы Марии стала как бы тихим сном; апостолы, чудесным образом перенесенные на облаках в Иерусалим со всех концов земли, с трепетом увидели, как раскрылось небо и Христос в окружении ангелов и праведных душ сошел к ложу Своей Матери и сказал Ей: «Приди, ближняя Моя; приди, возлюбленная Моя; приди, дражайший Мой перл, и вниди в обители вечной жизни».
Царица Небесная предала в руки Сына пречистую душу, и Он взял Ее, как Она брала Его на руки, когда Он был Младенцем, и вознесся с Нею к вратам неба. А благоуханное тело Богоматери апостолы понесли в Гефсиманию, к пещере, где были погребены Ее родители и Иосиф Обручник, и Иоанн Богослов шел впереди со светозарной райской ветвью. Фарисеи и книжники не могли помешать погребальному шествию, ибо спустились ангелы и сделали его незримым. Когда же апостол Фома, придя в Гефсиманию лишь на третий день, пожелал поклониться святым останкам и пещеру открыли, — там лежали лишь дивно благоухавшие погребальные пелены. А вечером апостолы увидели стоявшую в воздухе Пречистую Деву в неизреченном сиянии. Она сказала им: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни».
Так Божия Матерь воскресла на третий день после Успения и вознеслась в нетленном теле в Царство Небесное. На небо прежде были взяты также Енох «из мира допотопного» и Илия «из мира подзаконного», но они при этом не вкусили смерти. Это очень важно: Царица Небесная разделила участь всех людей, чтобы и они могли восходить, без страха и сомнений, к вратам неба через смертные врата.
В Успении Богоматери исполнилось пророчество царя Давида: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоя» (Пс. 131,8). Этот стих псалма (мы приводим его в церковно-славянской редакции) интерпретируют и переводят по-разному, но, пожалуй, наиболее глубокое его толкование (принято на Афоне) заключается в том, что Киот (Ковчег) Бога — один из символов Богоматери, Которой суждено было воскреснуть, как и Христу. Иоанн Дамаскин (один из Отцов Церкви, ок. 675 — 753) говорил об этом так: «Нужно, чтобы тело чрез смерть, как бы чрез огонь в горниле, подобно злату, очистившись от всего мрачного и от грубой тяжести брения, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия» (Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы.).
Иоанн Дамаскин исходит здесь из ветхозаветных, алхимических по своей сути сравнений человека с металлами в горниле (Иез.22, 18; 24,11 и особенно Иов 23,10: «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня,— выйду, как золото»). Вероятно, эти речения также можно считать пророчествами о Богоматери. В таком случае Ее Успение стало высоким, еще не вполне ясным нам утверждением духовной алхимии — не ремесленным златоделием, а поистине Великим Деланием бессмертия, которое завещано грядущим векам в учении Христа.
Автор: Е. Л.