Священный дуб Перуна
Недавно со дна Днепра, около устья Десны, был поднят мореный дуб, в ствол которого были вбиты кабаньи челюсти. Дуб сохранился практически полностью. На высоте 6 метров, перед раздвоением ствола, в него всажены девять кабаньих челюстей, образовавших квадрат. Отверстия для них сделаны в виде прямоугольника на глубину 18 сантиметров. В таком виде дуб простоял достаточно долго — клыки заросли древесиной на 4 сантиметра. На стволе заметны следы огня.
Исследователи предполагают, что этот дуб был священным деревом, предназначенным для ритуальных обрядов, По мнению специалистов в языческом культе природы у славян особенно распространено было почитание дуба.
Летопись говорит о Добром дубе под Киевом, одном из священных дубов, стоявших на дорогах к городу в языческие времена. Еще об одном священном дубе упоминает летопись в рассказе о восстании смердов в 1071 году в Суздальской земле, в устье Шексны.
Сведения о культе дуба мы находим не только в Древней Руси. В соседней Хазарии «высоким густолиственным дубам поклонялись». О поклонении балтийских славян священным дубам свидетельствовал Гельмгольд, который по дороге в Любек видел «священные дубы, посвященные богу этой земли».
Есть известия, что жители Киева тайно собирались на близком к городу острове для совершения языческих обрядов, причем оказывали особое почтение находившимся там старым дубам. Еще в XII веке чешские крестьяне поклонялись богам в дубовой роще, там же, под дубами, подносились жертвы богам. Князь Брячислав уничтожал эти священные рощи. Ян Длугош сообщал о походе польского короля Ягайло в 1413 году в Жмудь, где солдаты вырубали священные рощи и разрушали языческие капища.
Почитание дуба у славян связывалось с культом Перуна — бога грома и молнии. В древней Греции и Риме дубы посвящались соответственно Зевсу и Юпитеру. Балто-славянское имя бога грозы — Перун. В большинстве мифов, в устных традициях бог грома связан с дубом, дубравой, лесом. Дуб Перуна прямо назван в грамоте галицко-волынского князя Льва Даниловича: «А от той горы до Перунова Дуба горе Скломь».
Дуб Перуна часто встречается и в балтийских источниках. В мифах литовцев «Перун выезжал из своего великолепного замка и расчесывал зеленый дуб». Обращение к нему всегда совершалось возле священного дуба. Еще в 1613 году известен был языческий дуб, которому поклонялись латыши и называли его «перуновым дубом».
Наряду с культом растений в комплексе языческого мировоззрения славян сохранялось и почитание священных животных. В Поднепровье был развит культ дикого кабана — вепря, который был сильнейшим представителем местной фауны, а свиноводство в здешних лесных областях — первой формой скотоводства. Поэтому и культ вепря, а затем сменивший его культ домашней свиньи привился у славян наиболее прочно.
Древнерусские летописи и былины неоднократно повествуют об охоте на вепря и угощении из кабаньего мяса на княжеских пирах. Ученые видят в этих «вепревых» угощениях на древнерусских пирах «отголоски обрядового поедания мяса вепря, связанного с древним культом вепря».
Здесь также видны остатки языческого публичного жертвоприношения, завершавшегося ритуальным пиром.
Все эти факты говорят об укоренившемся в языческом мировоззрении древних славян культе кабана и его связи с культом Перуна.
Таким образом, обнаруженный в Днепре дуб свидетельствует о самой тесной связи в славянской мифологии культа зверей с культом деревьев. Здесь соединяется культ вепря с культом дуба. А оба этих культа связаны с почитанием главы древнерусского языческого пантеона, бога грозы, покровителя князя и его дружины — Перуна. Поэтому есть достаточные основания предполагать, что именно подобные священные дубы с кабаньими клыками посвящались богу грома и молнии, могучему Перуну.