Святой Афон. Часть вторая.
Афон, Святая Гора — особая часть Греческого государства, имеющая свой юридический статус, самоуправление и свои правила посещения. Все афонские монастыри и скиты исключительно мужские, и в течение тысячи лет сюда не ступала ни одна женщина. Запрещено принимать детей и даже заводить животных женского пола, а также телевизоры, радио и прочие атрибуты современности, облегчающие получение информации, но вмеcте с тем и разрушающие сосредоточенную на молитвах святогорскую монашескую жизнь.
Последняя, впрочем, берет свое, и, судя по немногим признакам, монастыри неплохо осведомлены о жизни материка. В дни нашего пребывания в октябре 1998 года в Хиландаре Соединенные Штаты Америки заявили о возможной бомбардировке Белграда в знак протеста против военных действий Сербии в Косове, и на утренней трапезе прозвучала краткая проповедь об антисербской политике США.
Приметы современности на Афоне дают о себе знать на каждом шагу. Если в наше прошлое посещение Хиландар еще не имел прочной связи с внешним миром, то ныне по телефону-автомату можно за считанные секунды связаться любым городом мира. (а вот еще интересно, есть ли на Афоне интернет?) При наиболее состоятельных монастырях есть небольшие деревообрабатывающие и свечные заводы, продукция которых идет и на экспорт, многие хозяйства держатся исключительно на труде наемных рабочих. Но при этом многое на Святой Горе напоминает о временах далекой старины. Все афонские монастыри очень разные и почти все впечатляют прежде всего своим крепостным обликом. Высокие стены и башни свидетельствуют о далеких временах, когда на море хозяйничали пираты и ежегодно, высаживаясь на берега полуострова, грабили и опустошали монастыри.
XIII и XIV века — сущее бедствие для Афона, когда он испытал, пожалуй, самое мощное внешнее давление. В 1205 году Афон был оккупирован рыцарями Четвертого Крестового похода. В 1307—1309 годах — каталонцами. Именно в эту эпоху новооснованные монастыри стали обстраиваться крепостными стенами и сторожевыми башнями, способными выдержать и многодневную осаду. Частично монастыри сооружались на почти неприступных скалах, как Симонопетра или Григориат, где келлии подобны гнездам птиц и висят над бездной. Отдельные «сухопутные» монастыри выглядят мрачными твердынями, способными противостоять врагу.
Природа и погода Афона более всего напоминают южный берег Крыма или черноморское побережье Кавказа. Со всех сторон нас окружают поросшие густым лесом невысокие горы. Дуб, бук, граб, вяз, клен, платан и кипарис — обычные здесь породы леса. Но и в диком виде растут лавр и земляничное дерево, а в монастырских садах зреют персики, лимоны, яблоки, айва, виноград. Здесь мало пригодной для возделывания земли, но упорным, ежедневным, а часто и вековым трудом при всех монастырях созданы отличные огороды, где высаживаются капуста, фасоль, бобы, лук, чеснок, салат, помидоры. Урожаи снимаются по два-три раза в год, с весны до поздней осени, с мая по начало ноября.
Летний зной требует обильной поливки, но вода на Афоне — щедрый дар Богородицы: родники и колодцы — примета всех монастырских дворов, вода чистая и вкусная, она пригодна для питья из любого источника и даже обыкновенного крана. Немногие монастыри, преимущественно те, которые были основаны в совсем древние времена, когда еще был выбор земли, могут похвалиться большими сельскохозяйственными угодьями.
По всей Святой Горе разбросаны оливковые рощи. Олива может расти и плодоносить в течение сотен лет. Монахи в разных монастырях указывают на самые старые масличные деревья: на дерево преподобного Афанасия, дерево царя Душапа и другие. И не исключено, что здесь имеются экземпляры, возраст которых равен возрасту монастыря. Забота иноков о масличных деревьях бросается в глаза на всей Афонской Горе: обрезаются сухие ветви, стволы обнесены каменными стенками, удерживающими влагу.
Увы! При крайне малочисленных общинах (в некогда огромном болгарском Зографе теперь проживает всего 12 монахов) обработать и содержать в порядке свои угодья удается не всем монастырям. Нужны наемные работники с материка, неизбежна сдача в аренду далеко от монастыря расположенных виноградников и плантаций. В монашескую жизнь здесь нередко вмешиваются компромиссы с миром и европейской деловитостью. Один из хиландарских монахов — отец Пантелеймон, родом из Германии, — поставил сбор оливок на монастырских землях на современную промышленную основу, взяв в аренду и часть оливковых рощ монастыря Зограф.
На лето 2010 года в 20 афонских монастырях проживало всего-навсего 664 монаха. С учетом послушников, монахов в конаках Карей, на арсапах и келлиотов это число возрастает, но вряд ли оно будет более 1000 человек. А ведь на рубеже XIX и XX веков только в одном русском Пантелеимоновом монастыре проживало более 1000 иноков, а в русском скиту св. Андрея Первозванного — более 800! Теперь же монахов на Афоне меньше, чем во времена его катастрофического обнищания и упадка в середине XVII века, когда их количество уменьшилось до 1500. При большой смертности монахов и крайне малом числе новоприбывающих иноков неизбежно дальнейшее убывание афонских жителей, а это обстоятельство ставит существеннейший вопрос о сохранении Афона как культурно-исторического, художественного и природного заповедника.
Сколь велика эта проблема, знают и сами монахи, и афонская администрация, и греческое правительство, и ЮНЕСКО, и мировая общественность.
Далее следует.
P. S. А еще в афонский монастырях имеются удивительные и очень богатые библиотеки, которые хранят множество старинных антикварных книг и рукописей. Подумалось, вот было бы здорово создать электронный каталог или хотя бы архив тамошних бумажных книг. Как, скажем, подобный можно посмотреть здесь. Хотя немного забегаю вперед с книгами, об афонских библиотеках смотрите в следующей части.
Авторы: Герольд Вздорнов, Олег Тарасов.
Один комментарий к “Святой Афон. Часть вторая.”
Есть еще очень хороший док. фильм — Святой, таинственный Афон