Царство Божие – в «общине нищих»?
Евангелие от Луки гласит: «Продавайте ваше имущество, создавайте себе вместилище на небесах, где вор не приближается, и червь не растлевает. Где сокровище ваше, там и сердце будет ваше» (Лк. 12, 33—35). «Блаженны нищие, — говорится в другой проповеди Христа, — ибо их есть Царствие Божие» (Лк. 6,20). «Не придет Царствие Божие приметным образом; не скажут вот здесь, или вон там, ибо Царствие Божие внутрь Вас есть» (Лк. 17, 20—22). Мы привыкли понимать эти слова так: сердце христианина — храм Божий. Не отвергая традиционное толкование, задумаемся: во всей ли глубине мы постигли эти евангельские речения?
Смысл ответа Иисуса на вопрос о времени пришествия Царствия Божьего зависит от перевода на наш язык древнегреческого предлога «ev», которому в нашем языке соответствует не только предлог «внутри», но и предлог «среди». Если при переводе стихов 20—22, 17-й главы Евангелия от Луки использовать последний вариант, то текст получает вполне определенный смысл: речь идет о некой общине, в которой присутствует Царствие Божие.
Действительно, христианские общины греческого мира в I веке порой назывались «Царствиями». Так, в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова совокупность христианских общин обозначается словами «Царствие Господне». В неканоническом «Послании» Варнавы христианские общины названы «Царствиями Иисуса». В другом раннехристианском апокрифе — «Пастыре Гермы» — понятие «Царствие Божие» имеет как метафорическое, так и буквальное значение конкретной христианской общины.
Царствие Божие «не придет приметным образом» — то есть так, как его ожидают согласно иудейской мессианской традиции. Значит, речь идет об учениках Христа, общине Нового Завета. Но почему в заповедях блаженства сказано, что Царствие Божие принадлежит нищим? Быть может, это не только призыв к нестяжательству, но и вполне конкретное название общины?
Новейшие исследования показывают, что первоначальная (апостольская) община именовалась «святые» или «благочестивые» (ayioi). А в послании апостола Павла к Римлянам упоминаются «нищие из святых» Иерусалимской общины (Рим. 15, 26). И. С. Свенцицкая неоднократно отмечала, что и греческое самоназвание христианской общины в Иерусалиме было ПХС0ХО1— «нищие». При этом, как совершенно справедливо указывает С. С. Аверинцев, заповедь блаженства подразумевает «добровольно нищих», «нищих по велению своего духа», тогда как традиционный перевод «нищие духом» может вызвать ассоциации, уводящие от христианских идеалов.
По всей видимости, основную часть апостольской общины составляли нищие в прямом смысле этого слова — «эбиониты» по-арамейски. Они существовали как религиозное сообщество задолго до Иисуса, а затем примкнули к христианам. Совет Иисуса богатому юноше продать свое имущество, а полученные деньги раздать нищим (Мф. 19, 16-25; Лк. 19, 18-25) следует, по-видимому, понимать, как предложение вступить в такую общину.
Не исключено, что «благочестивые»— это относительно обеспеченные члены общины, которые присоединились к ней позже. Характерно, что после разделения Иерусалимской общины первые сохранили за собой свое исконное наименование — эбиониты. Термин «благочестивые» по отношению к первоначальной Иерусалимской общине мог, пожалуй, быть и ее «внешним» наименованием — со стороны других христианских сообществ.
Впрочем, в идеологии первоначального христианства оба термина были практически синонимами. Еще ветхозаветные пророки сблизили слово «богатый» с понятиями о зле, а «бедный» — с идеей благочестия. Христианство же, как показывает исследование греческого текста Нового Завета, однозначно связало идею святости с образом людей, которые отвергли царство мира сего во имя Царствия Божия.
Автор: М. Блинов.