Витхоба – единственный и неповторимый
Индуизм не входит в число мировых религий, хотя его исповедуют и в сопредельных с Индией странах: Пакистане и Бангладеш, в Юго-Восточной Азии, в далеких от Индии Маврикии, Суринаме, Гайане и, конечно же, в Великобритании и США. Общее число индуистов близко к миллиарду. Этот факт имеет свое объяснение: индусом нельзя стать, им можно только родиться. Можно сколько угодно распевать гимны Кришне или возлагать подношения к лингаму и йони (символы мужского и женского начал) и считать себя соответственно кришнаитом или тантристом, но не рожденные в индуизме от этого индусами не становятся. Разнообразные течения неоиндуизма, возникшие первоначально на индийской почве, пытались волевым усилием восстановить то, что некогда зародилось на естественной и стихийной основе, но со временем потускнело или видоизменилось.
Индийцы, традиционные по своему мышлению, равнодушно отнеслись к неоиндуистским построениям. Тогда современный кришнаизм и прочие новые школы покинули Индию. Они благополучно пережили эпоху бума в Западной Европе и Америке. Пусть они играют в приносящую им радость игру, украшенную индусской символикой, — их существование не наносит вреда окружающим, а потому не должно вызывать неприязни или раздражения.
Тот же, кто не путает неоиндуизм с индуизмом традиционным, как правило, знает о главенствующей триаде индусских богов — Брахме, Вишну и Шиве, об их космической деятельности по созиданию, сохранению и разрушению Вселенной, об их многорукости и многообразности, а также об их божественных супругах Сарасвати, Лакшми и Парвати. Между тем не сводимый в систему и не скрепленный единой церковной организацией индуизм в реальности представляет собой десятки тысяч различных культов — похожих и непохожих друг на друга.
КОМУ ЖЕ ПОКЛОНЯЮТСЯ ИНДУСЫ?
Вишну и Шива, безусловно, сохраняют особое положение в индусском пантеоне — в отличие от Брахмы, присутствие которого в триаде объясняется традицией. В соответствии с этим в индуизме есть два основных направления — вишнуизм и шиваизм; они отдают пальму первенства (и весь комплекс разнообразных функций) либо Вишну, либо Шиве. На практике же индийцы поклоняются иным богам, символизирующим тот или иной аспект деятельности Вишну или Шивы. Эти многочисленные боги носят иные имена, связанные с персонификацией данного аспекта. Изображения именно этих богов находятся в домашних алтарях индусов: это родовые божества семей.
Речь идет не о канонизированных аватарах богов (об их явлениях на землю в различных зооморфных и антропоморфных обликах), а о практически независимых богах. Для верующих эти боги представляют самоценную божественную сущность — Верховного Бога, Всевышнего. В силу сложившихся обстоятельств эта сущность отождествляется с Вишну или Шивой.
Историки индийских религий знают, как и почему это произошло. В III — II тысячелетиях до нашей эры арийские племена принесли с собой в Индию своих богов. Продвигаясь с севера на юг Индостанского полуострова, арии вступали в контакт с автохтонным населением (дравидами и другими народами), приспосабливались к новым условиям и постепенно переходили от кочевого (связанного со скотоводством) образа жизни к оседлому земледелию. «Воевали» между собой и боги пришельцев и автохтонов. В результате возник странный симбиоз, совмещающий пришлые и местные признаки. Так боги определенной группы населения превращались в богов для всех.
Таково и происхождение Витхобы, героя настоящей статьи. Витхоба — это не божество фольклорной (еще сохраняющейся в Индии) традиции, но полнозначный индусский бог, главный и единственный для тех, кто ему предан. Преданность же эта обычно определяется фактом рождения в семье «варкари» — совершающих «вари». Это паломничество в город Пандхарпур, где находится главный храмовый комплекс Витхобы. Впрочем, приверженцем Витхобы любой индус может стать и по собственному желанию: изменение объекта поклонения в рамках индуизма (вернее, в пределах одного из его направлений — вишнуизма или шиваизма) — явление обычное. Это может произойти при перемене места жительства: групповые миграции вместе с собственными богами остались в далеком прошлом. Теперь, когда человек снимается с места, его родовое божество остается в прежнем регионе, а он становится приверженцем культа, который распространен в новом месте обитания.
Молодая женщина после замужества, как правило, поклоняется родовому божеству супруга. Воздействие харизматических личностей — приверженцев того или иного бога (точнее, бога в его определенном аспекте) — также изменяет религиозную ситуацию. Именно так рос и авторитет традиции варкари (окончательно сформировалась в XII—XIII вв.), воспетой такими блистательными поэтами-проповедниками, как Днянешвар, Намдев, Экнатх, Тукарам и другие. У каждого из них было множество учеников и последователей, которых они вели за собой искренней и сильной любовью к Витхобе.
ПРИШЕСТВИЕ ВИТХОБЫ В ПАНДХАРПУР И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ
Небольшой городок Пандхарпур (площадь около 13 кв. км, население не более 80 тыс. человек) расположен в низовьях реки Бхимы в Южной Махараштре. По преданию, когда-то здесь проживал брахман по имени Пундалика, прославившийся своим сыновним благочестием. Однажды, когда он омывал ноги престарелым родителям, в Пандхарпуре появился Витхоба. Он разыскивал свою супругу Ракхумаи, обиженную невнимательностью мужа. Исполняющий сыновний долг Пундалика не мог оказать положенные почести неожиданному гостю; не прерывая своего занятия, он кинул богу под ноги камень — мол, постой, подожди. Витхоба взобрался на камень — да так и остался в Пандхарпуре, потрясенный силой сыновних чувств Пундалики. Стоит он там и сегодня, терпеливо ожидая, когда его поклонники освободятся от обязанностей мирской жизни и придут к нему, чтобы получить «даршан» — лицезрение и совершить «падаспаршу» — прикосновение к стопам.
Главное скульптурное изображение, которое украшает храмовый комплекс в Пандхарпуре, датируется VI веком. Неизвестно, впрочем, где и при каких обстоятельствах оно было изваяно и где находилось до XII столетия — с этого времени в Пандхарпуре строили, восстанавливали и перестраивали обитель Витхобы (или, как его еще называют, Пандхринатха — владыки Пандхарпура). Достоверно, однако, что изваяние надолго исчезало из храма: его прятали от мусульман, которые владели Пандхарпуром с 1325-го по 1719-й год.
Возвращение Пандхарпура под власть индусов принесло процветание и Витхобе, но превратности судьбы продолжали тяготеть над ним: например, в 1873 году, во время массового паломничества, странствующий аскет-шиваит случайно или преднамеренно сломал правую ногу божества. Пока скульптура реставрировалась, службы в храме пришлось остановить.
Немногим более одного метра высотой, пандхарпурское изваяние Витхобы не отличается совершенством, черты лица божества безыскусны и лишены индивидуального выражения. И все-таки изображения Витхобы — уникальное явление в индусской иконографии. Голову Витхобы, который отождествляется с Вишну, венчает головной убор в виде лингама — фаллического символа другого бога, Шивы. Неординарна и изобразительная специфика образа Витхобы. В нарушение принципа «трехкратной изломанности» прочих фигур индусского пантеона (они последовательно изгибаются в трех направлениях) Витхоба всегда изображается в вертикальном положении и никогда — сидящим, облокотившимся и т.д. Он неизменно располагается на камне; стопы ног — строго на одном уровне, а руки упираются в бока. (Эти признаки позволяют безошибочно выделить Витхобу из сонма индусских богов.) Ожерелье из тулси (священное растение вишнуитов) и сокровище Кришны (мифическая драгоценность), выгравированные на пандхарпурской статуе, современным приверженцам Витхобы увидеть не дано: они скрываются под многослойным ворохом парадных одежд, которые драпируют изваяние.
Пандхарпур — город, где царит Витхоба — священное место паломничества. Считается, что общение с Витхобой дарует состояние наивысшей благодати и превращает в счастье саму земную жизнь: в этом смысле посещение Пандхарпура приносит мгновенный результат.
Продолжение следует.
Автор: Ирина Глушкова.