Юсуф Хамадани – суфийский святой
Вполне закономерно, что шейх Юсуф Хамадани занимает почетное место в хорезмской (и вообще среднеазиатской) агиологии: именно он стоял у истоков среднеазиатского суфизма, к его школе относились многие крупные суфии, составившие основной контингент здешних святых.
Юсуф Хамадани — личность историческая, известны даты его жизни (1048 или 1049—1140 года), многие подробности биографии. Житие этого подвижника, хотя и богатое разного рода событиями, по существу не представляет собой что-то исключительное. Биографы рисуют его выдающимся мусульманином: по одному свидетельству, «… Юсуф Хамаданский в течение жизни 10 000 раз прочел Коран, имел в памяти 700 сочинений, посвященных божественному слову, законоведению, толкованию Корана, преданиям о пророке; беседовал с 213 шейхами 8000 идолопоклонников обратил в ислам, тем же, которых он увещанием заставил раскаяться в грехах и наставил на путь истины, нет числа». К тому же, по рассказам его учеников, он 37 раз совершил паломничество в Мекку, к святым местам, причем добирался туда пешком.
Приходится удивляться, как за всем этим у него еще оставалось время на занятия, которые те же биографы называют основными,— земледелие и шитье обуви. Оставив на их совести невероятные количества благочестивых свершений нашего шейха, обратим все же особое внимание на его миссионерскую деятельность. Как ни сомнительно число обращенных им в ислам (8000), безусловно, во много раз преувеличенное, для нас оно важно, так как говорит об одной из существенных функций и Юсуфа Хамадани, и других подобных ему суфийских шейхов. Они были в числе главных проводников ислама на среднеазиатской земле. И Юсуф Хамадани, очевидно, весьма преуспел на этом поприще.
Исламизация Средней Азии и прилегающих к ней областей затянулась на целые столетия, но началась вскоре после возникновения ислама. В. В. Бартольд отмечал, что «мусульманская пропаганда действовала в степи еще в эпоху Омейядов», то есть не позднее VIII века. А ко времени жизни интересующего нас шейха (XI—XII в.) «степь» уже вплотную «приблизилась» к основным в то время очагам ислама, и Юсуфу Хамадани, как и другим подобным ему миссионерам, не надо было забираться в глубь Азии: тот же Хорасан, основной район проповеднической деятельности Юсуфа Хамадани, был уже наводнен массами пришельцев с севера, еще недавних шаманистов.
Известно, что он приобрел много последователей в Бухаре, довольно долго жил в Самарканде, где тоже был окружен большим почетом. Надо полагать, что именно к этому периоду относится послание султана Санджара к самаркандским шейхам и вельможам, в котором он писал: «Слышно стало, что тот Богу преданный старец Юсуф Хамаданский достигли совершенства, но у нас нет случая к ним отправиться». Далее Санджар сообщает, что посылает на расходы по общежитию дервишей 50 000 динаров и просит у Юсуфа Хамадани благословения на войну с Сулейманшахом (тоже Сельджукидом, сыном его брата Мухаммеда).
Юсуф Хамадани умер по пути в Мерв, там и находится его усыпальница. О ней писал знаменитый суфийский поэт Джами (XV в.). В конце 19-го века ее осматривал В. А. Жуковский, после чего начал сбор сведений о Юсуфе Хамадани. Сохранилась усыпальница и до нашего времени. Однако наша экспедиция обнаружила еще одну могилу Хамадани — в селении Беш-мерген, в значительном отдалении от основных прошлых и современных центров Хорезма. Впрочем, в беседах с местными жителями выяснилось, что хорезмские «книжники», люди более или менее сведущие в богословии и мусульманских преданиях, не считают ее подлинной могилой Юсуфа Хамадани.
Усыпальница Юсуфа Хамадани в Мерве
Мулла ханкинской мечети Атаулла, довольно точно назвав даты жизни шейха, сказал, что в Хорезме Юсуф Хамадани пробыл всего три дня и здесь есть только его кадамджой (буквально «место шага», то есть место, где ступала его нога). Кадамджоем назвал хорезмскую усыпальницу Юсуфа Хамадани и Сайд Ахмед-ходжа, старик, проживавший в непосредственной близости от нее. Он разъяснял нам, что место это «очень сильное по своей святости, более сильное, чем другие места». Но в массе своей мусульмане Хорезма и сегодня верят, что Юсуф Хамадани покоится в Беш-мергене.
Удивительно, почему центром культа Юсуфа Хамадани в Хорезме оказался такой глухой угол. Ведь если прославленный шейх действительно побывал в Хорезме, то его могли с почетом принимать поклонники в Гургандже — столице Хорезма. Однако ни в одном из центров Хорезма XI—XII веков — ни в Куня-Ургенче, ни в Бируни, ни в Хиве — мы не встретили никаких следов пребывания там знаменитого шейха, никакого намека на воспоминание о нем. В селение Беш-мерген мы заехали случайно и никак не ожидали, что окажемся в зоне одного из самых загадочных культовых комплексов в агиологии Хорезма.
Эта так называемая усыпальница Юсуфа Хамадани не идет ни в какое сравнение с роскошными мавзолеями, воздвигнутыми в Хорезме над могилами святых Палваната, Султан-бобо или Тюрябек-ханым. Довольно примитивное каркасное сооружение с глиняной обмазкой, типа жилого дома, с плоской кровлей, оно не имеет даже обычного купольного перекрытия. Правда, сильное впечатление производят внушительных размеров туги — ритуальные знамена, прислоненные к задней стене мазара (в мусульманской традиции мазар – это могила святого) и возвышающиеся над его крышей: большинство из них — это срубленные под корень стволы деревьев с прикрепленными полотнищами флагов, опутанные обетными тряпочками паломниц.
В соседнем кишлаке мы собрали немало информации у здешних шейхов об истории этой усыпальницы и культа Юсуфа Хамадани. Все это впоследствии было перепроверено и дополнено. Собранный материал позволяет расценить этот культ как один из оригинальнейших в агиологии Хорезма, в нем переплелись различные пути становления культа мусульманских святых.
Самым интересным для нас было сообщение о ежегодном сайли — празднестве при мазаре Юсуфа Хамадани. Но об этом читайте уже в следующей нашей статье.
Автор: Г. Снесарев.
Юсуф Хамадани – суфийский святой: 2 комментария
НА ФОТО — МАВЗОЛЕЙ СУЛТАНА САНДЖАРА В МЕРВЕ
Тимур буду признателен, если дадите ссылку на фото усыпальницы Юсуфа Хамадини в Мерве, и я заменю картинку в статье.