Иконография Богоматери — Оранта

Иконография Богоматери — Оранта

Оранта

В этой статье (или даже целом цикле статей, которые время от времени будут появляться на нашей сайте) мы хотим познакомить читателей с некоторыми основами иконографии — науки о «писании образа» в православном искусстве. Икона — это «умозрение в красках», по словам князя Е. Н. Трубецкого. Ибо в основе ее содержания — всегда либо известный евангельский текст, либо слова молитвы. Волею истории значительная часть икон оказалась в музеях, но истинная цель создания икон от этого не изменилась. Икона неотделима от богослужения, смысл ее — жизнь в храме, а не в музее (при всем признаваемом нами значении музеев и государственных институтов в деле реставрации и изучения икон). И кто бы ни изучал иконопись, будь то человек верующий или неверующий, он должен помнить о ее отличии от светской живописи. Для светского художника главное — свобода самовыражения. Не то иконописец.

Он ничего в иконе своим не считает, он выстраивает образ по канону, преданию и подлиннику. Многовековое повторение того или иного типа изображения в XIX веке стало предметом научного описания. Была открыта система типов изображения Пресвятой Божией Матери и Иисуса Христа.

Академик Н. П. Кондаков первым описал семь основных типов изображения Богоматери (см. его книгу «Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи». СПб., 1910): Оранта (Молящаяся), Влахернитисса (Знамение), Агиосоритисса (Деисусная), Никопея (Победоносная), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милостивая), Ассунта (Вознесенная). Это византийские типы.

Православная вера пришла на Русь из Византии — первого в мире великого христианского государства. Естественно, что все сопутствующее православию пришло к нам оттуда же. Византийскими (греческими) были первые богослужебные книги; их сменили книги на древнеболгарском языке. Византийскими были и первые иконы, пришедшие на Русь (такие, как Владимирская Богоматерь). Для постройки храмов и «писания образов» приглашались византийские мастера (в XI веке мастера, выполнившие мозаику киевской Софии; в конце XIV века — Феофан Грек, учитель Андрея Рублева).

В иконе каждая деталь имеет свой смысл и значение, каждой принадлежит определенное место в системе образа. Это очень хорошо видно на примере иконографии Божией Матери Оранты.

Оранта

Первые греческие мастера, приглашенные на Русь, не только возглавили строительство киевской Святой Софии, но и украсили ее мозаикой и фресками. Главным мозаичным образом этого храма стала «Богоматерь Оранта». Она выдержала испытание временем, считалась охранительницей Киева и особо здесь почиталась. Киевляне назвали ее «Нерушимой стеной».

Этот образ древнего происхождения. Слово «оранта» латинское, оно означает «молящаяся». Но почему греческая икона названа латинским именем? Заглянем в историю. Вплоть до 1054 года Византия и Рим были единым государством — Римской империей. Впервые образ Оранты появился в римских катакомбах еще в конце ІІІ века, когда христианская вера подвергалась гонениям. Императоры-язычники использовали любой повод для преследования христиан. Но вот настала эпоха Константина Великого (IV век) — первого императора-христианина. Исповедание христианской веры становится открытым. Всюду строятся христианские храмы. Их стены покрывают изображениями Иисуса Христа и Богоматери. В храмах ставятся и иконы (в переводе с греческого — образы, изображения). Некоторые из них становятся общечтимыми в результате явленных ими чудес, особенно в дни народных бедствий, войн, землетрясений, вражеских нашествий.

После чудесного спасения Царьграда от персов и аваров в 626 году создается вступительная часть Акафиста Божией Матери — Ее стихотворной похвалы. В этом праздничном песнопении и прославляется Богоматерь, «стена (…) девам» и «царствия нерушимая стена».

Согласно легенде, во время одного из землетрясений знаменитый Влахернский храм был разрушен, но одна из его стен с мозаичным образом Богоматери Оранты уцелела. С тех пор понятие «нерушимая стена» было связано в народном сознании с образом Богоматери Оранты, сначала только в Константинополе, а затем в Киеве — восприемнике византийских традиций.

Оранта

Обратимся к иконографии Богоматери Оранты. В ее основе — фронтальный (расположенный лицом к зрителю) одноличный образ Богоматери, молящейся с воздетыми руками, без Младенца. Этот образ — первая икона Богоматери. Пречистая в народном сознании была символом Церкви земной, молящей Господа — Церковь Небесную — о снисхождении к грешникам.

Иногда Богоматерь Оранту называют Влахерни-тиссой (Знамением), связывая этот образ с Богоматерью Влахернского храма в Константинополе. Сведения из области сфрагистики и нумизматики говорят о том, что это правомерно. На монетах Константина IX Мономаха (1042—1055) и Андроника Палеолога (1282—1328) молящаяся Богоматерь названа Влахернитиссой. Этим же именем на византийских монетах и печатях называлась «Богоматерь Панагия» («Всесвятая»). Ее украинским аналогом позднее стала икона «Знамение»: Богоматерь с молитвенно воздетыми руками и с Младенцем на Ее лоне.

Богоматерь Панагия

Возможно, во Влахернах имелось несколько чтимых икон Божией Матери, одной из них могла быть «Оранта», другой — «Панагия». И оба изображения в то время могли носить имя Влахернитисса. Сейчас, после открытий Н. П. Кондакова, было бы неточным одно и то же имя относить к двум различным иконографическим типам изображений. Оранта всегда представляет только одно лицо — Пречистую Божию Матерь. Влахернитисса (типа «Знамения») изображает Богоматерь и Сына.

Богоматерь Влахернитисса

Смешение имен иконографических типов случается часто. Орантой иные ученые называют не только Влахернитиссу (Знамение), но и Агиосоритиссу (Деисусную), а также Ассунту (Вознесенную). Между тем Оранта не тождественна Агиосоритиссе, хотя обе представляют молящуюся Богоматерь. В «Оранте» Дева Мария дана репрезентативно, фронтально, с воздетыми по обе стороны до плеч руками, в «Деисусной» Она в трехчетвертном развороте по отношению к Спасу, руки обращены в одну сторону. Оранта могла быть самостоятельным изображением. Деисусная же чаще всего была образом в составе деисусного ряда иконостаса.

Богоматерь Деисусная

Не тождественна Оранта и Ассунте. В отличие от Оранты руки в Ассунте — перед грудью. Оранта обычно изображает стоящую Богородицу. Ассунта — стоящую или сидящую на троне.

Иконы Оранты на православной почве не сохранились. Но этот образ стал частью композиции икон великих праздников — «Вознесения Господня», «Сошествия Св. Духа», «Покрова Пресвятой Богородицы». Так, например, Богоматерь Оранта представлена в сюжете «Вознесения» на миниатюре Сирийского кодекса Рабулы 586 года во Флоренции. К отечественным примерам относятся «Оранта» на мозаике Киево-софийского собора XI века, утраченная фреска «Вознесения» храма Спаса Нередицы 1199 года, изображение Покрова конца XIV — начала XV века в Третьяковской галерее. Впоследствии мы увидим, что использование готовых типологических форм для создания более сложных праздничных композиций было характерной чертой христианского искусства.

Автор: С. Вербицкий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers