Модель Рая

Модель Рая

Рай

Народы, заботившиеся о деревьях, представляли себе место блаженства в виде сада. Образ плодоносного сада на краю света был знаком и грекам (сад Гесперид, откуда Геракл достал золотые яблоки), и кельтам (Аваллон — страна яблок на островах далекого Запада), и славянам (сад, где растут молодильные яблоки и течет живая вода). Наше слово «рай» связывается, с авестийским гау — «богатство», «счастье» и древнеиндийским гауэ — «дар», «владение». В западноевропейские языки обозначение чудесного края пришло от иранского «парадиз». У греков это слово означало «сад», «парк», у жителей Ирана — «отовсюду огороженное место». Сократ рассказывал своим ученикам, что персидский царь, где бы он ни появлялся, заботился о разведении садов, которые назывались парадизами и были полны всем лучшим и прекраснейшим, что могла породить земля.

Слово «Эдем» («Едем»), которым в Библии назван богатый плодами и водой сад, сотворенный Богом для человека, означает в иврите «блаженство». Считается, что это место в районе Месопотамии. «Из Едема вытекала река для орошения рая; и которая разделялась на четыре реки» (Быт. 2,10). Реки были строго локализованы: река Фисон обтекала землю Хавила; Тихон (Геон) — Куш, река Хиддекель (Тигр) протекала перед Ассирией, четвертой рекой был Евфрат. Пророк Иезекииль говорит, что Эдем находился на горе.

Сведения об Эдеме в Библии скудны: известно, что там росли разнообразные деревья, в том числе древо жизни, древо познания добра и зла; жили различные животные. Однако недостаток информации давал богатую пищу для фантазии поэтам и художникам.

Но рай — это еще и символ города — Небесного Иерусалима. Эквивалентность образов «сада» и «города» для архаического мышления выражена уже в языке (славянское «град» означало и «город», «сад», и «огород» сравни «градарь» — «садовник»; «вертоград», нем. Garten — «сад»). Они эквивалентны как образы пространства, «отовсюду огражденного» и постольку умиротворенного, укрытого, упорядоченного и украшенного, обжитого и дружественного человеку — в противоположность «тьме внешней», лежащему за стенами хаосу.

Образ рая как города-сада необычайно важен. Смысл учения Христа ускользает от того, кто не связывает Гефсиманский сад с Эдемским, крест — с древом познания добра и зла, от которого вкусили Адам и Ева. Символика крещения не вполне ясна для человека, который забывает о реках, текущих в раю. Непонятно ему до конца и то, почему вода в храме «святая».

Оборотная сторона современной цивилизации — горы мусора: на городских свалках и в человеческих сердцах. Идет загрязнение не только чистого воздуха, воды и земли, но и чистых душ. Подавляющие природу города рождают в душах образ ада, а не рая. Одно из названий ада — геенна огненная — происходит от наименования свалки. «Геенном» — так называли долину к юго-востоку от Иерусалима, в которой иудеи некогда приносили в жертву Молоху детей. Позднее для осквернения этой долины туда свозили нечистоты и трупы павших животных, а чтобы не создавать очага заразы, там постоянно поддерживали огонь. Именно Христос сделал символом средоточия греха мусорную свалку.

свалка

Автор: Сергей Макин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers