Жилье для богов. Продолжение.

Жилье для богов. Продолжение.

греческий храм

Строители с материковой Греции и с Сицилии были не столь смелыми. Они строили более маленькие, приземленные храмы. Более того, они отличались от своих коллег из ионийских городов тем, что произвели совсем другой язык выразительных средств архитектуры. Их храмы построены в дорическом стиле, тогда как храмы восточной Греции — в стиле ионическом. Дорические храмы не только декоративные. Скульптурные сцены, украшавшие фронтоны фасадов, и metopes (квадратные плиты, которые размещали на фризах вокруг строения, чередуя с вертикальными каннелюрами) несли людям послание. Иногда живописные, а чаще всего скульптурные, эти сцены напоминали им о героических мифах, которые были известны грекам с детства.

В них изображались события из жизни богов и из легенд того времени, когда герои — основатели городов, как равные, водились с богами. Такие сюжеты избирались специально с целью религиозной или политической пропаганды. Metopes храма в Селинотти на Сицилии изображают Аполлона на его квадриге, Персея — победителя Медузы Горгоны, Геракла в поединке с братьями-разбойниками Керкопамы. На Олимпе 12 скульптурных metopes рассказывают о подвигах полубога и основателя Олимпийских игр Геракла. На восточном фронтоне главного фасада фигурирует другой герой, Пелоп (Пелопс), именем которого назван целый регион Пелопоннес. Пелоп готовится принять вызов царя Эномая на гонки колесниц, трагедии еще не произошло, однако верующий, который видит это изображение, знает, что гонки закончатся смертью царя и Пелоп, который победил хитростью, и его потомки будут за это прокляты.

Храм Зевса

Сквозным содержанием изображений на Парфеноне, построенном во второй половине V века до нашей эры, является чествование города Афин и его покровительницы богини Афины. На фронтоне западного фасада еще от самого входа в Акрополь видно сцену, в которой Афина и Посейдон оспаривают власть над землями Аттики. Богиню-победительницу изображено и на главном, восточном фасаде, где на фронтоне — сцена ее рождения в присутствии всех главных богов Олимпа; а в metopes рассказывается о ее битве, вместе с другими богами, против гигантов первоначальной эпохи.

Парфенон

На непрерывном скульптурном фризе длиной почти 160 метров, который можно увидеть только от колоннады, великий Фидий проиллюстрировал основные события праздника больших панафиней, происходивших в честь богини через три года на четвертый. На празднике афиняне торжественно жертвовали Афине священную тунику. Фидий изобразил на фризе целый город, благодаря чему граждане Афин объединяются в мраморе с богами-олимпийцами и легендарными героями — основателями города.

В Парфеноне, этом политическом монументе, которым прославлялся город в расцвете его сил, содержалась сделанная из золота и слоновой кости статуя Афины высотой около 12 метров. Однако, несмотря на свое богатство, Афина Парфенонская не была культовой статуей. Она не имела жриц и играла роль только валютного запаса. Настоящая культовая статуя Акрополя — старого деревянного идола — была закрыта в Эрехтейоне, который включал в себя все главные святилища города.

Парфенон

Итак, храм может иметь все внешние признаки культового сооружения — и не быть им. Официальный культ терял свою духовную сущность. Собираясь вокруг общей жертвы богам, граждане, прежде всего, укрепляли свое общественное единство.

ПУТЬ СПАСЕНИЯ

Именно поэтому традиционная религия некоторых уже не удовлетворяла. Ведь она не давала никакой надежды на лучшую жизнь в потустороннем мире добропорядочному человеку, придерживалась предписаний греческой морали вроде «Познай себя» и «Что слишком — то во вред», отчеканенных в храме Аполлона на Делосе. Знакомые с произведениями Гомера о потустороннем мире теней, греки упоминали ламентации героя Ахилла: «Лучше быть Волопасом, жить в хижине вместо дома, чем над этим народом, потухшим в мире мертвых царствовать». Таким вакуумом объясняется возникновение религий спасения (таких, как элевсинские мистерии — обряды, которые сначала праздновались под эгидой богини земледелия Деметры), потому что они гарантировали верующим счастливую жизнь после смерти.

Однако люди продолжали строить храмы еще в течение многих веков после. Потому что, похоже, не так уж и много греков прислушалось к словам философа-стоика Зенона: «Бог — это вездесущий всемирный Разум… Этот бог не требует статуй и храмов, потому что настоящее святилище его — звездное небо».

Автор: Софи Декан-Лекима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers