Психология страха
Чуть не умер от страха! — вот фраза, которую подчас даже невольно произносим мы после какого-нибудь сильного испуга. Но в ней есть весьма существенная оговорка. Содержится она в слове «чуть». А можно ли действительно умереть от страха?
Вот о чем рассказывается в древней восточной легенде. Однажды князь, гуляя за городом, повстречал холеру. Увидев страшную гостью, он спросил ее, сколько людей она намерена унести на этот раз.
— Тысячу человек, — ответила холера и, совершив свое черное дело, ушла из города.
Когда же князь снова встретился с ней, он стал упрекать ее в том, что она не сдержала слова и вместо тысячи убила пять тысяч его подданных.
— Нет, — ответила холера, — это не я. Четыре тысячи умерли от страха.
Есть ли какая-нибудь доля истины в этом сказании? Ведь известно, что в народном творчестве вымысел нередко тесно переплетается с действительностью. Может быть, и в самом деле когда-то в давние времена страх перед неумолимой болезнью унес больше человеческих жизней, чем ее несущие смерть вибрионы?
Трудно, конечно, поверить в реальность приведенных цифр; сказки, как правило, изобилуют преувеличениями. Но одно несомненно: страх может убить человека, особенно в тех случаях, когда охватывает массу людей, мечущихся в общей панике. Все большие и неожиданные катастрофы давно минувших и послед них времен — от гибели Помпеи и Геркуланума до трагедий Хиросимы и Нагасаки — унесли с собой немало человеческих жизней еще и потому, что многих людей, попавших в беду, поразил страх.
Как же это происходило? Когда, например, говорят: такого-то убила молния или такая-то умерла от рака, — то обычно не возникает вопроса, отчего наступила смерть. Ведь всем известна громадная сила электрического разряда в молнии, знают также и о том, что некоторые формы рака (особенно на поздних стадиях) пока неизлечимы. Поэтому люди свыклись с мыслью, что при таких бедах смерть — вполне возможный исход. Но почему же умирают от страха? Значит, психические переживания тоже обладают силой материального воздействия? Да.
Страх — один из инстинктов. Как известно, инстинкты — это врожденные целесообразные реакции, с которыми человек появляется на свет, В частности, полезное значение страха состоит в том, что он возникает в связи с опасностью и, предупреждая о ней, позволяет принять те или иные меры для самосохранения.
Представим теперь, что человек идет по полю и вдруг слышит позади себя приближающийся топот. Он оборачивается и видит, что на него мчится разъяренный бык. Человека охватывает страх. Что же происходит с его организмом в эти секунды? Органы чувств (в данном примере — слух и зрение) уловили что-то необычное в окружающей обстановке. От глаз и ушей эти сигналы мгновенно передались по нервным путям в головной мозг и здесь осознались как сведения о грозящей опасности. Сразу же что-то мучительно сжалось в груди и животе, учащенно забилось сердце, перехватило дыхание, выступил холодный пот, пробежала дрожь. У одних при этом лицо становится красным, у других, наоборот,— белым, как мел. У одних все тело напрягается и готовится к бегству или защите, а у других, наоборот, мышцы настолько внезапно слабеют, что человек падает без силы на землю. Вот сколько самых разнообразных процессов может возникнуть в этот момент!
Следовательно, если говорить образно, страх, подобно молнии, пронизывает организм человека. Но у разных людей он распространяется по различным путям. У одних наиболее отчетливо нарушается деятельность сердца, у других — легких, у третьих — желудка и т. д. Причем эти нарушения подчас бывают очень сильными.
Установлено, что в тех случаях, когда страх настолько чрезмерен, что приводит к смерти, он в первую очередь поражает сердечно-сосудистую систему. Может возникнуть, например, разрыв аорты или крупных сосудов в головном мозгу, спазмы и тромбозы артерий, питающих сердце. А это, в свою очередь, нередко сопровождается анатомическим разрушением сердечной мышцы — «разрывом сердца». Таким образом, смерть от страха, как правило,— сердечно-сосудистая смерть. Гораздо реже она наступает от спазмы голосовой щели, когда возникает удушье. Вот каким образом страх, как пуля, нож или яд, может оборвать жизнь человека.
Однако хорошо известно, что не каждый испуг заканчивается столь печальным исходом. Значительно чаще психическое потрясение не вызывает существенных анатомических изменений в организме. Хотя, с другой стороны, доказано, что, например, диабет, экзема, псориаз, язвенная и гипертоническая болезни, грудная жаба, многие нервно-психические нарушения и еще ряд других заболеваний нередко возникают вскоре после перенесенного испуга.
Следовательно, есть какие-то обстоятельства, в силу которых страх не всегда приводит к одним и тем же результатам. Почему же одни погибают от него, другие только заболевают, а третьи остаются практически здоровыми? Исход зависит главным образом от подготовленности человека, испытывающего страх, от его психофизического состояния в данный момент.
В большой степени сила испуга определяется и тем, насколько неожиданно воздействует явление, порождающее страх. Хорошо ли знакомо это явление? Представим себе, что человек идет, задумавшись, по ночной, безлюдной улице, а его знакомый, желая пошутить, неожиданно хватает его сзади, От подобных «шуточек» можно и в больницу попасть, хотя шутник, позволивший себе столь глупую выходку, хорошо известен испугавшемуся. Это пример, как действует фактор внезапности, неожиданности.
А теперь представим, что человек увидел в лесу какую-то неизвестную ему змею и не знает, ядовитая она или нет. Поэтому он наверняка испугается и бросится бежать или же приготовится к обороне. А если бы ему было известно, чем одна змея отличается от другой, он не испугался бы, узнав безобидного ужа.
Таким образом — и это важно подчеркнуть — знания и опыт всегда помогают преодолеть страх. Именно поэтому бывалый наездник смело приближается к встающей на дыбы лошади, пожарник идет в огонь, охотник выходит один на один с медведем, а полицейский, овладевший приемами самбо, обезвреживает вооруженного бандита. Следовательно, умение разобраться в грозящей опасности и готовность противостоять ей значительно снижают силу страха даже в тех случаях, когда угроза действительно велика.
Про иного говорят: он бесстрашный. Значит ли это, что такой человек никогда не испытывает страха? Нет, не значит. Ибо инстинктивное чувство страха присуще всему живому и нормальному. Только при некоторых душевных заболеваниях страх становится неведом больному. А кому не было страшно на войне, среди взрывов бомб, артиллерийских канонад, тоскливого свиста пуль, где смерть подстерегала на каждом шагу? Даже самые закаленные бойцы не могли окончательно расстаться с этим чувством.
Так что страху подвержен каждый. А бесстрашными называют тех, кто, опираясь на знания, опыт, волю, может подавлять, уменьшать силу страха и благодаря этому не позволяет ему завладеть их разумом. Этим самым они в значительной степени охраняют остальные органы тела от болезненных изменений.
Чем больше человек знает, тем он храбрее и надежнее защищен перед лицом любых опасностей. Вот почему во имя счастья людей, ради того, чтобы избавить их от страха, многие исследователи нового и неведомого рисковали и рискуют своей жизнью. От холеры умирали миллионы людей, а в 1893 году два студента Киевского университета — Заболотный и Савченко — для того, чтобы доказать эффективность противохолерной сыворотки, выпили сначала ее, а потом приняли заведомо смертельную дозу холерных вибрионов. И остались живы. Своим подвигом они доказали, что человечество получило средство борьбы с этой ужасной болезнью.
Скромный французский врач Бомбар из портового госпиталя в Булони был потрясен тем, что люди, потерпевшие кораблекрушение в открытом море, умирали в лодках и на плотах от страха перед ожидающим их голодом и жаждой. И Бомбар не побоялся в одиночку пересечь Атлантический океан на утлой резиновой лодке, которую он, в пику сомневающимся, назвал «Еретиком». Бомбар питался лишь сырой, им же выловленной рыбой, ел планктон, жажду утолял морской и дождевой водой, а также соком, имеющимся в теле рыб. Он жил так 65 дней, пока не доплыл до Америки и не доказал всем, что человек не имеет права сдаваться даже такой безжалостной стихии, как океан.
Таким образом, очень важно не поддаваться страху, а, наоборот, мобилизовать себя на его преодоление. Ибо, побеждая его, человек испытывает одну из самых высоких радостей, доступных ему. Разве не боится, например, парашютист, стоя перед открытым люком самолета? Конечно, боится! Но он верит в техническое совершенство парашюта, в свою выдержку и смело бросается в бездну. А все его существо поет от восторга, что страх побежден. Ведь это он, обычный человек, преодолел это холодящее ум и сердце чувство. Победив страх один раз, вы сможете делать это и впредь. А вместе с победой рождается сознание уверенности в своих силах, позволяющее смело идти навстречу любым испытаниям.
Ведь люди, пораженные страхом, чувствуют себя подавленными, униженными и глубоко несчастными. Так возникает сложная гамма психических и физических процессов, сочетание которых пусть не сразу и незаметно, но всегда нарушает гармонию в деятельности организма. Страх истязает мозг и тело. Поэтому его необходимо всячески изгонять из жизни людей.
Вот почему, если вы увидите, что ребенок беспричинно боится собаки, или заметили больного старика, который, переходя улицу, испугался приближающейся машины,— не проходите мимо! Успокойте ребенка, объясните ему, что собака вовсе не страшна, ну, а если собака злая, то отгоните ее; поддержите старика, возьмите его под руку! Всегда будьте готовы помочь людям поскорее избавиться от тягостного и унизительного чувства — страха!
Автор: А. В. Алексеев.