Анжелика Кауфман и ее мечтательная нежность

Анжелика Кауфман и ее мечтательная нежность

Анжелика Кауфман

Образ Анжелики Кауфман помнит каждый, кто хоть раз изучал какую-то историю искусства. В белой завертке, с античными светильниками, опирается на прекрасную руку красивая женщина с вдумчивыми глазами. Смотришь вдаль. Там, вдали что-то приковало ее глубокие, умные глаза. Под образом — подпись: Анжелика Кауфман — «Весталка». Временами подпись изменена: Анжелика Кауфман, — «Автопортрет».


Весталка

Нелегкая была жизнь Анжелики, пока судьба, наконец, улыбнулась к ней. Родом — швейцарка, пришла одиннадцатилетней девочкой в Италию на заработки вместе со своим отцом. Отец Анжелики был художником. В те времена в Швейцарии считали всякого художника попросту лентяем, который не хочет делать «полезной» работы, а пытается заработать со всяких барских прихотей. Отчаявшись, что своим искусством может прокормить себя и семью, отправился Кауфман с дочкой в сторону, издавна бывшую мечтой всех художников. Но даже и в Италии было нелегко найти покупателя на картины, особенно тяжело было найти желающего заказать свой портрет. И не редко приходилось малой Анжелике с отцовскими картинами и полотнами ходить от дома к дому, от двери к двери, ища на них покупателя.

Но Кауфман имел истинную художественную душу. Он любил свою живопись, приставал на все, лишь бы делать то, что было ему любо. Рисуя, одновременно учил и свою дочь понимать искусство и рисовать, а также и петь. А дочь оказалась очень способной. Двенадцатилетней девочкой она уже портретирует и не кого-нибудь, а даже самого епископа в городе Комо.

Между музыкой и живописью

Автопортрет Кауфман «Между музыкой и живописью» между этими музами всю жизнь разрывалась талантливая женщина.

Ее работа производит такое исключительное впечатление, что епископ берется ей помочь и провожает Анжелику к герцогине Каррарской. Когда Анжелике исполнилось восемнадцать лет, она становится уже законченным художником (точнее художницей). К этому времени она уже посетила все выдающиеся города Италии — Флоренцию, Неаполь, Венецию. Прилежно изучила достопримечательности итальянского искусства, узнала многих людей, свое собственное мировоззрение. Прибыв в Рим, влюбилась в него и полюбила, как родину. Здесь и прожила она большую часть своей жизни. Здесь же познакомилась она с Винкельманом, знаменитым историком, которого даже было прозвали «отцом археологии», потому что он первый, кто начал обрабатывать и изучать старинные памятники Рима.

Венера пробуждает у Елены любовь к Парису

Кауфман, Венера пробуждает у Елены любовь к Парису, 1790 год.

Дружба с Винкельманом положила свою печать на душу и творчество Анжелики Кауфман: она вжилась в атмосферу старинного Рима и всю жизнь жила его загадками, не отделяя себя от древних образов Вечного Города.

Во время своего пребывания в Венеции, молоденькая, 20-летняя, золотоволосая Анжелика познакомилась с женой английского посла и подружилась с ней. С семьей того посла переехала Кауфман в Англию, где ее работы имели большой успех. Ей, еще несовершеннолетней, дают там почетный титул члена Королевской Академии. Это была великая честь, которой к тому времени не достигла ни одна женщина.

Миранда и Фердинанд

«Миранда и Фердинанд» — иллюстрация к драме Шекспира «Буря».

Но … почетные титулы не могут защитить женщину, когда в сердце отзовется то «женское», святое чувство, так гениально изображенное Гете в его произведениях. И Анжелика подверглась ему. Полюбила и вышла замуж. И, как это чаще всего случается с артистами, выбрала себе пару, ну никак ей не подходившую. Ее муж — шведский капитан, барон Горн не сумел ей дать счастье. А не прошло и полгода, как она уже надоела ему, и он ее бросил. Вследствие этого — брачный развод. А следствием развода — возмущение общественного мнения, которое в те времена было очень суровым к разведенным. Анжелике в момент закрылись все двери в Англии. Не помог и титул академика. Даже была предпринята попытка отнять у нее этот титул, и что в законах не нашлось соответствующего пункта, — осталась она и в дальнейшем членом Академии. Однако жить в Англии дальше не могла. А потому вновь возвращается к своему любимому Риму, где и остается навсегда.

Таким образом, фактически Анжелика становится римлянкой, итальянской гражданкой. Однако ни старая Родина — Швейцария, ни новая — Италия, а тем меньше Англия не считают Анжелику Кауфман «своей». Гордятся ею немцы, которые, учитывая ее немецкую фамилию инкорпорировали ее в свой пантеон.

Баронесса фон Крюденер

Баронесса фон Крюденер, 1784 год.

Артистка, художница, певица, ученый археолог, Анжелика особенно интересовалась этой наукой и ее творцом — Винкельманом. А когда Винкельман был убит, то Анжелика не удовлетворилась тем, что Рим почтил его память отдельным памятником, И в своем саду поставила она славному археологу собственный памятник. 1786-го года создатель «Фауста» — Гете, во время своего визита в Рим, захотел поклониться памятнику Винкельмана в саду «последней весталки», как называл Анжелику поэт. Здесь и встретились они впервые.

Винкельман

Винкельман.

— «Могу сказать, что в Риме нашел счастье. И счастье это растет ежедневно все больше».
Для женщины, вызвавшей такие слова гениального поэта — большая оценка…
1788-го года, вынужденный покинуть Рим, Гете посадил в саду «весталки» лилию, которая «никогда не увядает, никогда не осыпается и остается вечно — свежей». Это должно быть символом вечной неизменной дружбы между Кауфман и Гете.

Обещания и признания в любви … Какая им цена? … А значит, множество новых встреч, не раз воспаленная новая любовь, смены друзей и приятелей, действительно, никто в течении всей долгой жизни поэта не заслонил в его благодарной памяти светлого образа «последней Весталки», которая до самой смерти поэта сумела поддержать в его сердце огонек на алтаре любви к искусству, идеалу, бессмертной мечты.

Автор: Н. Чужая.

P. S. Духи вещают: Наверное, было бы очень здорово иметь у себя дома, висящими на стене картины такой великой художницы как Анжелика Кауфман. Более того старинная китайская наука о гармонизации пространства – Фен Шуй, говорит нам о том, что светлые и романтические образы представленные в красивых картинах висящих на стене имеют очень хорошее влияние на всех домочадцев. Так что настоящие Фен Шуй квартиры обязательно должны быть с хорошей классической живописью, пусть это и не будут оригинальные картины госпожи Кауфман, (которым скорее место в музее, нежели частной квартире), но вполне могут подойти копии или просто репродукции умелых художников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers